Автор Тема: Индейские сказки от Nimkii  (Прочитано 46079 раз)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #30 : 26 Сентября 2006, 23:29:46 »
Ладно уж. Черноногие - это типа тоже заблудившиеся обжидвеи (алгонкины). Или оджибвеи не алгонкины?
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #31 : 27 Сентября 2006, 11:31:08 »
Оджибвеи -  алгонкины! И Черноногие - алгонкины! И Чингачкуг  Великий Змей, и брат его Финист Ясный Сокол! И еще много кто.


Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #32 : 01 Октября 2006, 15:02:34 »
Вот, насчёт сказочек, не встречалось там про то, что герой плывёт себе и плывёт в каноэ, и так почти всю зкаску. Ну там встречает кого - о, не без этого, но так вообще чтоб плыл. ..?
Боюсь я чего - то этих грамматик с Месоамериками, хотя дело безусловно во всех отношениях полезное... Я иногда тайком пробираюсь что - то почитать, чтоб никто не видел, и быстренько обратно... ;) ;D
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Гриф

  • Регулярный участник форума
  • Участник форума
  • Сообщений: 418
    • Гнездо Грифа
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #33 : 01 Октября 2006, 16:46:29 »
Цитировать
не встречалось там про то, что герой плывёт себе и плывёт в каноэ, и так почти всю зкаску
Есть такая сказка. Сочинил ее вождь Хемингуэй Седая Борода, и называется она "Элдер и море"...

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #34 : 01 Октября 2006, 17:28:35 »
Мне не попадалось таких сказок, чтоб герой плыл все время. Тут дело такое, что вот Коль в своем "Китчи-Гами" сделал на мой взгляд верное предположение, что оджибвеи изначально охотничий народ, который хотя и поселился на Озерах и много плавал, все же люди они исторически сухопутные. Я даже предположить не могу, кто бы у них мог бы плыть все время. Ненабожо всегда ходил на своих двоих. Главные их герои-животные - лесные. С водой связаны колдовские поверья, что зло типа оно из воды, Злой Маниту - это дух воды. Реки и моря у них фигурируют как "и их унесло на другую сторону моря" - как препятствия, а не как среда обитания. Это скорее всего не оджибвейская реалия. ??? У остальных тоже ничего такого не встречалось.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #35 : 01 Октября 2006, 18:13:49 »
Мда. Жалко. Придётся самому придумывать про элдера и море, или элдера и реку.
Жалко Матонажин не леречной индеец, а конный...
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #36 : 03 Октября 2006, 05:39:47 »
Пришлось самому придумывать сказку про каноэ.
В сказке нашли отражение традиционные оджибвейские поверья о колдовских свойствах воды.
Матонажин и каноэ.
(оджибвейская сказка, навеянная Nimkii и поэтому помещённая в этот топик).

Матонажин был не речным индейцем, а конным.
Но если на минутку представить, что он всё же был речным индейцем из племени оджибвеев – шукшукапила (так называли их индейцы сиу, к которым на самом деле относился по его словам Матонажин), то плыл бы он себе по реке в своём берёзовом каноэ, как делают это все речные индейцы, а вовсе не скакал бы на диком мустанге, как он это обычно делает на самом деле.
И вот, плыл бы он себе плыл, и встретил - кого бы вы думали? Правильно, Соббикашу.
Соббикаша бы ни чуточки не изменился – вне зависимости от того, речной Матонажин индеец, или конный, ибо обычно он не подвластен пространственно – временному континууму.
«Вот плывёт Матонажин в каноэ,  – подумал бы Соббикаша, - интересно, какого фига?   Он ведь конный индеец, а не речной?»
«Если бы я был конным индейцем, - думал бы в это же самое время Матонажин, - не плыть бы мне в этом каноэ по реке, и не встретить бы Соббикашу».
Так они раздумывали некоторе время, точнее они раздумывали бы так, если бы Матонажин и в самом деле был речным индейцем. Но он был конным индейцем, и ехал по Алтайским горам, размышляя о том, что если бы он был не конным индейцем, а к примеру речным, то плыть бы ему сейчас в берёзовом каноэ, а не скакать на диком мустанге. И представляя, как он плыл бы по реке, и что бы он там видел, мысли его пришли в конце – концов к чему? Правильно, ко  встрече со своей зеркальной сущностью – Соббикашей.
Когда вещество и антивещество встречаются, всегда происходит взрыв. В данном случае никакого взрыва, к счастью, не произошло, так как всё это было не на самом деле. В таких случаях происходит не взрыв, а что – нибудь совсем уж ерундовое -  например, могло произойти такое: дикий мустанг Матонажина споткнулся, и вывел его из глубокой задумчивости. От неожиданности Матонажин вполне даже мог прикусить язык, и выругаться на Соббикашу. В науке это явление получило название «аннигиляция». 
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2015, 06:24:51 от Bisonъ »
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #37 : 08 Октября 2006, 19:33:10 »
Ojiig Esiban gaye
Пекан и Енот

 
Ningoding sa ojiig madaabii zaaga'iganiing oshkaabaanedinini. Mii dash gegoon onoondaan "Tank, tank, tank, tank!" Inaabid awiiya owaabamaan bimibatoonid, mii dash enwenid, "Tank, tank, tank, tank!" "Ishtenyaa, niijii! Ondaas, bi-izhaan!"
Однажды Пекан вышел на берег озера, которое недавно покрылось льдом. И услышал что-то: "Танк, танк, танк, танк!" Поглядев, он увидел, что кто-то бежит и издает звук: "Танк, танк, танк, танк!" "Эй, друг мой! Сюда, иди сюда!"
 
Mii dash gii-izhi-bi-izhaanid esibanan. Mii dash baa-inwenid, "Tank, tank, tank, tank!"
И подошел Енот. И, приближаясь, издавал звук: "Танк, танк, танк, танк!"
 
"Wegonen i'iw gaa-inweg?"
"Что это так звучит?"
 
"Gaa, ningii-bagozhwe, ningii-bagozhwe nindii, mii dash ninagizh gii-zaagaapiigiskaag! Mii dash mikwan imaa ningii-asaa, mii dash ezhi-bimibatooyaan; mii dash awe mikwam gaa-izhi-odaabaanag, mii dash awe "Tank, tank, tank, tank!" gaa-inweweshing. Nashke! Gaye giin i'iw doodan!" Mii dash gii-maajaad esiban.
"О, я разрезал, я разрезал свой зад, и мои кишки вывалились наружу! И я засунул туда лед, и так побежал; И так как я тащил этот лед, вот это "Танк, танк, танк, танк!" раздавалось. Слушай! Ты тоже так сделай!" И Енот ушел.
 
Ojiig idash ogii-bagozhwaan odiiyan. Bangii idash ogii-wiikobidoon onagizh. Mii dash ezhi-maajaad, maajibatood; mii dash bangii noondaagwadinig "Tạnk, tạnk, tạnk, tạnk!" Eshkam igo waasa odanitaan. Ningoding igo gaawiin ogaskitoosiin ji-maajaad i'iw gakina onagizh gii-maajaamagadinig, gakina onagizh. Mii dash gaa-izhi-bakibidood, mii dash gii-maajaad. Ogii-andawaabamaan esiban, gii-nishkaadizid. Ningoding idash ogii-nagishkawaan esibanan. Mii dash enaad: "Giin ina gaa-waabaminan zaaga'iganiing?"
И Пекан разрезал свой зад. И вытащил немного кишок. И ушел, побежал; и послышался слабый звук “Танк, танк, танк, танк!” И все дальше он слышал его. Вскоре он не смог идти, потому что все его кишки вывалились, все кишки. И оторвав их, он пошел. Он пошел искать Енота, потому что он был зол. И вскоре он встретился с Енотом. И сказал ему: "Тебя я видел на озере?"
 
"Gaawiin," ikido esiban.
"Нет", - сказал Енот.
 
"Geget giin gosha!" Mii dash ezhi-miigaanaad. Apii dash gaa-nisaad wewiib ogii-bagojiinaan. Megwaa dash giizhidenig esiban-onagizh, ojiig ogii-biina'aan odiiyaang. Mii dash wiin i'iw gaa-onagizhiid a'aw ojiig. Gaye dash ogii-amwaan iniw esibanen.
"Точно тебя!" И он набросился на него. И убив его скорее разрезал. И пока кишки Енота были теплыми, Пекан засунул их себе в зад. Вот так Пекан получил кишки. И он съел этого Енота.
 

Mii sa ekoozid.
Вот такой длины (эта история).
« Последнее редактирование: 08 Октября 2006, 19:35:23 от nimkii »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #38 : 09 Октября 2006, 14:48:19 »
Юноша, который умер и вернулся к жизни.

Говорят, жил однажды юноша, и был он очень болен. Конено же это беспокоило его родителей. Они очень любили его, потому что им было хорошо с ним, и он был хорошим охотником. Они делали все для того, чтобы он поправился. Но вопреки всему, он не выздоровел. И сказал своим родителям: "Лучше вы осатвьте меня, потому что я не поправлюсь".
"Почему ты говоришь так, сын мой? Ты только начал жить", - сказала ему мать.
"Как мне жить?" - сказал он матери. - "Мне не помогает лечение".
"Все равно тебе следует принимать лекарства", - сказала она своему любимому сыну.
Но он не ответил. Ему становилось все хуже, он слабел. И наконец умер. И вот что он думал в это время: "Мне следует идти". Он видел большую дорогу. "Должно быть это дорога, по которой мне следует идти", - думал он. И пошел.
Идя, он заметил что кто-то движется рядом. И подумал: "Я попробую поймать этого человека". Казалось, это кто-то очень низкий ростом. Юноша бросился в догонку. Дорога была очень длинной и прямой. А место было очень красивым. Он шел быстро. И вскоре нагнал другого человека. Это оказался маленький ребенок. На его спине была люлька, и он с трудом тащил ее.
Юноша был очень удивлен. "Я подниму его", - подумал он. И подойдя совсем близко, он услышал, что ребенок плачет. До этого он не слышал плача. Он захотел поднять его, но не мог догнать. Он пытался снова и снова, но не мог догнать ребенка. Он долго пытался поймать ребенка. И наконец решил, что лучше оставить его в покое. Пройдя мимо, он пошел по дороге дальше.
И говорят, что пока он шел, он увидел что что-то искрящееся пересекает дорогу. И он услышал звук, похожий на звук ветра. И наконец он увидел, что это был быстрый, стремительно несущийся поток.
Он шел по дороге, и она была пыльной, потому что по ней много ходили. И поглядев под ноги он заметил следы. Он подошел в привалу и задумался глядя на них. Некоторые из следов были большими, другие меньше, некоторые были очень маленькими. И все яснее слышал он звук несущейся воды.
Он продолжил свой путь и все яснее видел искрящийся поток. Наконец он увидел его ясно. Он выглядел словно прямая линия, протянувшись от одного края в другой, насколько хватало глаз.
И наконец он увидел великую реку, несущуюся мощным потоком. Выйдя на открытое место, он увидел что дорога идет дальше. И что через реку положено бревно, и оно содрогается от силы речных порогов. "Смогу ли я перейти на другую сторону!" - подумал он. Оглянувшись он увидел с обеих сторон дороги собак. Попрек пути висели в ряд дикие огурцы, почти касаясь земли. "Если я должен пройти, вряд ли мне это удасться", - подумал он. "Если я пойду, дикие огурцы загремят. Если они загремят, это разбудит собак. Но похоже мне придется идти".
И он пошел по бревну. Он постоянно находился на грани падения, и почти потерял равновесие. От вида бурлящей воды у него закружилась голова. Наконец ему удалось перебраться на другую сторону. И на той земле, на которую он ступил, долгое время жили, потому что там висели дикие огурцы и были собаки. Но он пошел дальше. Он прошел мимо огурцов не задев их и не разбудив собак.
И вот впереди показался поселок. Он увидел вигвамы, они сверкали на солнце всюду, где он мог видеть. Но они стояли в тишине, и место казалось тихим. Он увидел вигвам, стоящий в стороне. "Я пойду туда", - подумал он. Подойдя, он заглянул внутрь и увидел там старуху. Она сказала: "О, мой внук, зачем ты пришел в это место? Уходи! Уходи домой! Твое время прийти сюда еще не пришло. Ты знаешь где ты?"
"Нет", - сказал он ей.
"Это место где живут духи умерших. Ты еще на самом деле не умер. Но ты прийдешь сюда через какое-то время. Что, мой внук, случилось с тобой у реки? Как ты смог преодолеть преграду? Ты видел собак с двух сторон дороги?"
"Да", - сказал он ей.
"Они залаяли на тебя?"
"Нет".
"Потому что ты еще молод, мой внук. И возможно еще не думал причинить боль кому-либо. Вот почему собаки не обратили на тебя внимание. Многе не могут пройти через это место, они тонут, потому что падают с бревна, когда проходят мимо собак, потому что в прошлом они были жестоки к собакам. Внук мой, ты тоже должен будешь прийти сюда через какое-то время, потому что здесь живут те, кто умер. Этой ночью они устраивают танцы. Если ты хочешь пойти, ты можешь пойти со своими дядьями, вскоре они придут сюда, как и некоторые твои тетки. Вечером, когда спустится тьма, встанут все, кто хочет веселиться. В большом вигваме посреди поселка они всегда устраивают танцы. И это ты будешь видеть всегда: днем не видно ни одного человека, только вигвамы стоят. А вечером, когда ты услышишь шум, вот когда у них наступает день".
Вечером его бабка принесла гнилое дерево. Это была ее еда. "Ты тоже поешь", - сказала она.
Но он не стал. "Нет, я не голден", - сказал юноша.
"А почему?" - сказала его бабушка. - "Ты на самом деле не умер. когда придет время тебе прийти сюда, ты тоже захочешь есть нашу еду. Вместо мяса мы едим то, что я принесла на ужин. Это наша лучшая пища", - сказала она.
Затем он услышал, что кто-то приближается. Человек сказал: "Вы приглашены на пир".
Старуха ответила этому человеку: "Хорошо!"
И он быстро ушел. Он не останавливался на своем пути. Это все, что он сказал, проходя.
Потом к нему обратилась его бабушка: "Выйди и слушай".
И он и в самом деле вышел.И он услышал свистящие звуки всюду по всему городу, а также там и тут кричащих вслух. Становилось уже очень темно. И он снова вошел внутрь и услышал как кто-то приближается, смеясь.
"Вот и твои тетки", - сказала ему бабушка. "Они знают, что ты здесь, вот почему они и идут сюда. Вот почему они так рады, и они все идут вместе".
Когда они подошли, одна из них, приближаясь, сказала: "Фу! Подходя, я почуяла запах живого человека".
И еще одна сказала: "Фу! Подходя, я почуяла запах живого человека".
Это все, что они сказали. И они вошли. И старуха заговорила с ними: "Пришел ваш племянник".
"О! Тогда мы возьмем его с собой на танцы", - сказала одна из них.
"Да, идите с ним", - сказала она им.
А юноша рассматривал, как они выглядят. Так как в их виде не было ничего особенного. Они выглядели точно как люди.Ему очень понравился вид его теток, потому что их волосы касались земли. А у мужчин они были только в половину этой длины.
И они сказали своей матери: "Давай, причеши нас. Скорее!"
"Хорошо", - сказала она. Вскоре одна из них села рядом с ней, а затем все остальные сели в ряд, одна за другой. И каждая расчесывала волосы следущей. Вот что увидел этот человек. Вскоре они закончили свое занятие и все вместе поднялись. И тогда обратились к нему: "Хорошо! Давай и ты!"
И он увидел, что ни одеты в нарядную одежду. И его бабушка сказала ему: "Хорошо! И тебя я одену в хороший костюм.  Не обращай внимания на то, что тебе будут говорить там, куда ты идешь. Каждый скажет тебе то же самое, что сказали тебе люди здесь. И не смотри на них слишком внимательно, потому что вид некоторых из танцоров напугает тебя. И не обращай внимания ни на кого. Постарайся остаться до конца танцев.
О тебе позаботятся твои дяди. И они же приведут тебя сюда, когда танцы закончатся. Как только забрезжит рассвет, они прекратят танцевать. И затем снова проспят весь день".
И они пошли, и все, с кем он шел, окружили его. И словно день это показалось ему, словно сияние севера, так это показалось ему. И они шли своей дорогой. Его вели туда по другой тропе. И когда они прошли какое-то расстояние, он заметил, что вокруг царит веселье, все кругом свистели. И они вошли внутрь дома для танцев, и когда они вошли, все, кого он увидел, схватились за рты и носы. И одновременно сказали: "Фу! Входя я почуял запах живого человека". Все сказали это. Но сами они не сказали ничего. И его спутники стали танцевать, но сам он не танцевал. И все же с ним все время стоял один человек. И он смотрел, как они танцуют. У некоторых у них не было голов, у некоторых не было рук, у некоторых не было ног. Но несмотря на это они танцевали. Когда перевалило за полночь, он увидел совершенно другие вещи. Некоторые опустили головы, а некоторые толкали друг друга вперед, так это показалось ему. Как только забрезжил рассвет, он услышал как кто-то свистнул. Это был тот, кто предупреждал, что ночь кончилась. И тогда тот, кто стоял рядом с ним, обратился к нему: "Теперь пойдем! Танцы почти закончились, давай уйдем быстрее, пока они не завершились!"
И они пошли к дверям и вернулись обратно в дом его бабушки. Его проводили до порога. И затем он услышал, что они уходят, и тут же раздался свист и было слышно, как они проносятся по воздуху. После чего он вошел в дом, где сидела его бабушка. Она сказала ему: "Ну мой дорогой внук, ты видел где веселятся те, кто живут здесь?"
"Да", - сказал он ей.
"Они всегда так развлекаются", - сказала она. - "И те, кого ты видел поздней ночью, и те, которых ты наблюдал в разном обличье - это те, кто был убит. Так они встретили смерть. Вот почему они так выглядят. И к окончанию танцев они забавляются и выделывают всевозможные трюки. Потому, дорогой внук мой, тебе лучше пойти домой. Ты видел то, что показалось тебе вспышкой света? Ты будешь помнить об этом при возвращении туда, откуда ты пришел, видя северное сияние. "Это танцуют духи", - будешь думать ты. Мой дорогой внук, уходи. Они уже устали ждать тебя и уже готовятся похоронить твое тело. Поспеши", - сказала она ему.
И он отправился в путь, снова пойдя по той дороге. Но он больше не увидел реки, а лишь повстречал множество людей. И ни к одному из них он не прикоснулся (потому что они держались от него в стороне). Как только они подходили ближе, они уступали ему дорогу, отходя в сторону. Один раз он встретил маленького бегущего мальчика. "Я поймаю его", - подумал он. "Куда ты идешь?" - сказал он ему. Ни слова не получил он в ответ. И безуспешно пытался поймать его. "О, бабушка сказала мне быстрее возвращаться", - подумал он.
И снова он продолжил путь. И ему показалось, что на самой дороге, по которой он идет, он видит большое пламя. "Куда же мне идти?" - подумал он. Но несмотря на это, он подошел к пламени, потому что дорога вела прямо вперед. И он остановился. И подумал: "Интересно, что будет со мной, если туда я должен ввергнуть себя вопреки своей воле!" И он бросился в огонь. И он пришел в сознание, вот что показалось ему огнем.
Позже он смог заговорить со своей матерью. "О, мать моя", - сказал он ей, - "дай мне пить, я хочу пить". И затем юноша пришел в сознание, тогда как его завернули, чтобы похоронить. И его действительно вскоре собирались похоронить.
Женщина не могла поверить, что ее сын ожил. Она открыла его лицо. И глядя на него заметила, что он моргает. И тогда она обратилась к нему: "Ты жив, сын мой?"
"Да, мать моя", - сказал он ей.
Она быстро развернула его и дала ему пить теплой воды, он с трудом мог проглотить ее. Позже он смог проглотить ее, и постепенно силы вернулись к нему. И когда он стал силен, вот что он сказал своей матери: "Мать моя, во истину мне приснился великий сон, когда я спал".
"О сын мой! Ты думаешь, что ты спал? Ты вел себя совсем не как спящий", - сказала она ему.
"Что же тогда произошло со мной, мать моя?"
"Ты был подобен умершему. И вскоре тебя похоронили бы", - сказала она ему.
"М!" - воскликнул юноша. Значит то, о чем я думаю, было чудом", - сказал он. И он начал рассказывать это своим матери и отцу и всем остальным, кто был там. И он рассказал все то, что я только что рассказал. И более того, юноша рассказал, что с тяжелым сердцем слышал он плач младенца, которого видел привязанным к колыбели. "Сколько детей должно быть упало там в речные пороги, тех маленьких детей, привязанных к колыбелям!" - сказал юноша.
Никогда никто не должен хоронить так умершего ребенка, потому что люди так делали всегда. Когда умирал ребенок, если он умирал в колыбели, его оставляли связанным в колыбели. Теперь юноша рассказал свою историю, и тех пор так больше никогда не делали.
А затем он рассказал своей матери то, что ему рассказала его бабушка. "'Если ты когда-нибудь увидишь вспышку света на севере, тебе следует думать ,что это значит, что твои предки снова танцуют', - сказала мне бабушка, которую я видел там, куда ходил в своем сне", - так он сказал своим отцу и матери. И добавил: "Я почти засомневался в том, что мне делать, когда увидел огонь. Но все же я решился. И подумал: "Все же я пойду туда". Мне не хотелось этого делать, вот почему я против своей воли бросился в огонь. И это было мое тело, которое предстало в таком виде. Интересно, сколько людей прежили то же самое!" - сказал он.
Такова история о юноше, который умер и затем снова вернулся  к жизни. Он дожил до глубокой старости. И затем, став глубоким стариком, он умер. И затем ему должно быть тоже пришлось есть гнилушки и танцевать на танцах духов.
« Последнее редактирование: 10 Октября 2006, 01:15:58 от nimkii »

Оффлайн mookomaan

  • Медвежьи дни
  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 549
    • Mookomaan home page
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #39 : 09 Октября 2006, 21:59:22 »
Цитировать
Giin sa bangii ginisidotaan iw anishinaabemowin. nindebwe.

ну так,самую малость :)

здоровская история про юношу,это из Джонстона?
« Последнее редактирование: 10 Октября 2006, 13:17:49 от mookomaan »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #40 : 10 Октября 2006, 14:55:21 »
здоровская история про юношу,это из Джонстона?

Это из "Текстов оджибва" Уильяма Джонса. Кстати да - здоровская. Это традиционное представление, как моя понимает. У Коля по-моему были какие-то пояснения на счет бревна, что это Змей.
« Последнее редактирование: 10 Октября 2006, 15:09:15 от nimkii »

Оффлайн mookomaan

  • Медвежьи дни
  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 549
    • Mookomaan home page
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #41 : 10 Октября 2006, 15:59:15 »
Цитировать
У Коля по-моему были какие-то пояснения на счет бревна, что это Змей.

угу..и история примерно похожая на эту


Наманджигаб скромничает  ;)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #42 : 15 Октября 2006, 20:29:57 »
Как Ахели украл Солнце для Людей Долины
миф мивоков

Тотокано - Журавль был вождем Людей Долины, и Ахели - Человек-Койот жил с ним. Их страна была холодна, темна и полна тумана.

Ахели был недоволен и путешествовал, пытаясь найти лучшее место для людей. Через какое-то время он пришел в Страну Предгорий, где начинался свет. Он прошел немного дальше и в первый раз в своей жизни увидел деревья, и нашел, что эта страна сухая и теплая и приятная глазам. Вскоре он увидел Людей Предгорий и нашел их деревню. Он сам был магом или колдуном, потому он превратился в одного из Людей Предгорий и смешался с ними, чтобы увидеть, что у них есть, и что они делают. Он увидел, что у них был огонь, который давал свет и стал Вату, Солнцем. Он увидел, что там были и мужчины и женщины, и что женщины толкли желуди и готовили в корзинах желудевый маш, и что все едят пищу. Он ел с ними и узнал, что пиша вкусна.

Когда его живот стал полон, он вернулся домой и рассказал вождю Тотокано, что нашел хорошее место, где были люди, у которых было Солнце, Луна и Звезды, и женщины, и было что есть. Затем он спросил Тотокано: «Что мы будем делать? Останемся ли мы здесь внизу в темноте и никогда не будем есть? У людей там наверху есть жены и дети, женщины делают суп из желудей и другие вещи, у мужчин есть свет, и они могут видеть и охотиться и убивать оленей. Мы живем здесь внизу во тьме, и у нас нет ни женщин, ни пищи. Что мы будем делать?»
Вождь Тотокано ответил: «Обладать этими вещами не имеет смысла. Мне не нужно ни солнца, ни света, ни одной из этих вещей. Возвращайся наверх, если хочешь».

Ахели вернулся назад в предгорья и сделал так же, как он делал прежде, и ему понравилась страна и люди. Затем он вернулся и рассказал Тотокано то, что говорил ему раньше и снова спросил: «Что мы будем делать? Не можем ли мы купить Солнце? Люди наверху отправляют Солнце прочь каждую ночь, чтобы спать, и оно возвращается каждый день, чтобы они могли видеть на охоте и добывать еду и веселиться. Мне нравится Солнце. Давай купим его».
Тотокано ответил: «Что с тобой такое? Что ты будешь делать с Солнцем, как будешь использовать его?» Но Ахели был недоволен. Он несколько раз возвращался к Людям Предгорий, и чем больше он видел Солнце, тем больше хотел его. Но Тотокано всегда говорил, что ему оно не нужно. Наконец он сказал Ахели, что тот может пойти и узнать, сколько оно стоит.

Ахели пошел и узнал, что люди не продадут его, что чтобы получить его, ему придется его украсть. А это будет очень трудно, потому что Аванда, Черепаха, хранитель Солнца, был самым внимательным, он спал только несколько минут подряд, а затем вставал и осматривался, кроме того, когда он спал, он всегда держал один глаз открытым. Если Ахели пошевелит ногой, Аванда схватит свои лук и стрелы. Ахели пришел в уныние и не знал что делать. Он боялся, что для того чтобы получить Солнце, ему придется забрать и Аванду.

Но он решил попытаться еще раз, и снова ушел и превратился в человека Людей Предгорий. Около четырех часов дня все охотники ушли охотиться на оленей. Тогда Ахели превратился в большой дубовый сук и упал на дорогу, он хотел чтобы первым прошел Аванда, хранитель Солнца. Так и случилось, и вскоре Аванда прошел по дороге, увидел изогнутый сук, поднял его, принес домой на плече, и бросил на землю. После ужина он снова поднял его и бросил в огонь, но тот не лег ровно, так как был очень изогнут и всегда переворачивался. Наконец Аванда бросил его прямо в середину костра. Затем он осмотрелся, но никого не увидел. Ахели, который теперь был в середине костра, не горел, а лежал совершенно неподвижно и хотел, чтобы хранитель Аванда заснул.

Вскоре это случилось, и Аванда быстро заснул. Тогда Ахели снова принял свою обычную форму, схватил Солнце и бросился с ним быстро бежать.

Аванда проснулся и увидел, что Солнце пропало, и призвал всех быстро прийти и отыскать его, они не смогли, потому что Ахели унес его вниз сквозь туман к Людям Долины.

Но когда Люди Долины увидели его, они испугались и отвернулись, потому что оно было слишком ярким для их глаз, и они сказали, что никогда не смогут заснуть.

Ахели принес его к вождю, Тотокано, но Тотокано не хотел его, он сказал что не понимает этого, что Ахели должен отправить его в путь, потому что он видел, как Люди Предгорий делают это.
Когда Тотокано отказался что-либо делать с Солнцем, Ахели расстроился, потому что с большим трудом достал его.
Но он сказал: «Хорошо, я отправлю его в путь».

И он отнес Солнце на запад, к месту, где небо спускается к земле, и нашел западное отверстие в небе, и сказал Вату, чтобы оно прошло сквозь отверстие под землей и вышло на востоке и поднялось наверх через восточное отверстие в небе, и светило в двух местах - освещая сначала Людей Предгорий, затем спускаясь и освещая Людей Долины, а затем снова через западное отверстие проходило под землей, чтобы люди могли спать, и продолжало бы делать так все время.

Вату - Солнце, сделало то, что ему сказали. Тогда Тотокано и Люди Долины обрадовались, потому что они смогли видеть во время охоты, а Люди Предгорий тоже были довольны, потому что у них было светло днем и они могли видеть, а ночью Солнце уходило и люди могли спать.
После этого Солнце было на небе так же как оно сейчас, а все первые люди превратились в животных.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #43 : 16 Октября 2006, 13:31:09 »
Тотокано... В каком-то ГойкоМитичевском фильме был герой с таким именем. Он плохим человеком был, девчонки над ним смеялись. :D

Товарищ мне закинул рисунки старые разных индейцев, среди них два оджибвея были. Публикую в качестве иллюстрации к сказкам ;)

« Последнее редактирование: 16 Октября 2006, 13:56:42 от Человек слева »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #44 : 23 Октября 2006, 16:42:09 »
Я кстати спросила своего знакомого, что он думает по поводу висящего желудка, он прошарил два тома Джонса и сказал, что... ничего не думает ;D, вернее не знает, что думать, но возможно, что это окончание использовал лишь один из информаторов Джонса, так как оно встречается по текстам неравномерно.
Бинэвидис - это кстати даже скорее желудок не рябчика, а (полярной) куропатки, хотя кто их там разберет, этих рябчиков с куропатками.