Автор Тема: Индейские сказки от Nimkii  (Прочитано 46633 раз)

Nunpa Wohpekikta

  • Гость
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #135 : 19 Июня 2007, 21:29:18 »
Если смотреть с эстетической точки зрения,
то Красную Тропу стоит всё-же изредко подкрашивать...

А роль волос в этом вопросе, для отвода глаз от этого действа.

Ровное Небо

  • Гость
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #136 : 19 Июня 2007, 23:18:56 »
Да пребудут с нами мир и мудрость всех народов.

А где, после данной фразы, положенное в таких случаях - АМИДАФО-О...(типа - да славится Будда)?
Ну чего на человека наехали? Креста на вас нету. Оджибва - нормальное племя, сказки нам рассказывают... Вот Вапити все порывался рассказать об их победе над Ходеносауни, даже статью перевел - ну любят ребята сказки. :D

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #137 : 19 Июня 2007, 23:41:52 »
Ты мне еще ОМ предложи сказать  ;D

Цитата: Ровное Небо

Вот Вапити все порывался рассказать об их победе над Ходеносауни, даже статью перевел - ну любят ребята сказки. :D

У ирокезов отличное чувство юмора! ;) ;D

Про сказки кстати: сунулся однажды в сказки чероков и обнаружил там истории, как их ирокезы обманывали и мочили все время. Например про Hiadeoni, великого Сенеку, которого Чероки в плен взяли и уж хотели запытать насмерть, а он убежал, да еще и убил кого-то. Как такая история среди черокезских легенд могла оказаться?
Потом переведу и положу уже в Побасенки, здесь для серьезных сказок место  ;)

Ровное Небо

  • Гость
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #138 : 20 Июня 2007, 09:00:03 »
Да, пора уходить из этой темы - перед Ninkii не удобно, устроили тут шабаш.
Совсем забыл - спасибо за комплимент! - Ироку в переводе с алгонкинского "настоящие гадюки", поэтому на "гады" не обижаемся.
Все УШЕЛ в другую тему.

Kangi

  • Гость
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #139 : 25 Сентября 2007, 14:53:40 »
Вопрос к знатокам легенд и былей.
Нашел Копвея, читаю про вековечную войну сиу и оджибве. Встретилась фраза
"While the Siouss have passed up the same streams, and finding the smoke of the "Ah-ah-to-won" rising from the wigwam, have suddenly startled them with their war-cry."
Все понятно, за исключением "Ah-ah-to-won". Это что?
Это лакотское название чиппева/оджибва (т.е., тех самых anishinaabeg) - Ĥaĥáthuŋwaŋ (Читается примерно как "хахатхунван"), т.е., "селение у водопадов". Все помнят ту самую Миннегагу, подругу Гайаваты, так вот она-то и есть Miníĥaĥa - "водопад", или "хохочущая вода", если буквально.

Тогда вся фраза переводится следующим образом:

В это время сиу перешли этот поток, и, увидев дым селения оджибва (со сноской внизу страницы, объясняющей термин Хахатунван), поднимавшийся из вигвамов, внезапно напугали их своим военным кличем.
« Последнее редактирование: 25 Сентября 2007, 15:00:58 от Khaŋğí Nawíčhaĥ’uŋ »

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #140 : 25 Сентября 2007, 15:14:45 »
Мигвэч... пхиламайа, вернее, добрый человек Слушающий Воронов  :)
Надо же, я уже и не расчитывал узнать... Спасибо  :)

Kangi

  • Гость
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #141 : 25 Сентября 2007, 16:56:51 »
Совершенно-таки tókha šni!
Завсегда рад помочь с лакотой!

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #142 : 10 Августа 2008, 09:11:14 »
Лось и его сын. (сказка оджибве)

Лось готовился отправиться на зимнюю стоянку вместе с женой. У них было двое маленьких  детей и взрослый сын. Так что их было пятеро. Они боялись людей. Но юноша часто отправлялся на долгие прогулки, и старик постоянно пытался его отговорить: «На своей тропе ты можешь встретить человека». Но юноша не обращал внимания. Однажды он увидел следы другого лося. Он знал, что это была лосиха. И он отправился за ней и, повстречав ее, женился на ней. В то время, как он взял ее в жены, к ним пришла в гости другая лосиха. И она, так же как и первая, пожелала, чтобы он стал ее мужем. И он женился и на ней. Так что у него стало две жены.
По правде говоря, они часто дрались. И однажды он отправился к своему отцу. Придя, он сказал отцу: Отец мой, у меня две жены». И отец ответил: «Сын мой, не приводи их сюда. Они могут причинить друг другу вред».
«Да», - сказал он своему отцу. И затем, на следующий день, он отправился домой. Придя домой, он обнаружил, что одна из жен убита.
И однажды к нему приходили еще два лося и сказали ему: «Почему у тебя две жены? Тебе не следовало этого делать».
И он заболел и с трудом смог добраться до своего отца. Придя к его вигваму, он услышал от своего отца: «Вот по этой причине я и пытался тебя отговорить от твоего намерения. Ты заболел из-за непослушания. Потому отныне ты должен сидеть дома».
К тому времени половина зимы прошла. По округе бродили лосята и пели, когда шел снег. Им нравилось, когда шел снег:
«Пусть еще идет снег, пусть еще идет снег!»
Так пели молодые лоси. Их мать услышала их: «Не пойте эту песню, иначе, возможно, вас убьют палицей на затвердевшем насте, если выпадет много снега».
Со временем юноша поправился. И снова начал уходить, пытаясь проверить, как далеко он может зайти. Ему нравилось гулять. И однажды он увидел облако, отбрасывающее тень. И решил, что может обогнать его. Он бросился с ним наперегонки и оставил его далеко позади. Лось очень обрадовался, обогнав облако. Затем он отправился домой и сказал своему отцу: «Отец мой, ты обманул меня, сказав, что человек быстр. Сегодня я бежал наперегонки с облаком и обогнал его. Не может человек быть быстрее. И его отец ответил: «Ты заслуживаешь жалости, сын мой, за желание соревноваться с человеком. Человек по своей природе маниту. Сегодня ты узнаешь, почему человек по природе маниту. Он использует силу ястребов и лебедей , вот почему человек быстр.
Темнело, когда юноша ушел и отправился гулять. И однажды, гуляя, он увидел чьи-то следы. Казалось, словно кто-то тащил два шеста, такими были эти следы. «Это должно быть человек оставил след», - подумал он. И пошел по следам. Он много смеялся над человеком из-за этих следов. «Человек не может никого догнать, настолько неуклюжи его следы». И потом он вернулся домой. Придя, он со смехом сказал своему отцу: «Отец мой, возможно» - при этом он смеялся над своим отцом – «я видел следы человека. Ты был не в себе, сказав, что человек быстр. Когда я шел по его следу, он тащил за собой две палки. Никогда никого этого никчемный человек не догонит». И снова отец сказал ему: «Вскоре нас посетит человек».
Смеркалось. И внезапно появилась трубка. Сначала черенок подлетел ко рту девочки, и девочка выкурила ее. Затем ко рту бабушки, и бабушка выкурила ее. Затем к мальчику, а затем к старику, который тоже выкурил ее. А затем к юноше. В тот момент, когда трубка входила в его рот, тот с силой ударил по ней и сказал: «Никогда я не буду убит человеком». А его отец сказал: «Этим, сын мой, ты сам себе причинил вред».
А затем они легли спать. Улегшись, они услышали звук барабана. Он звучал для них. Их охватила сила маниту. Затем старик встал с постели: «Утром за нами придут. Мой дорогой сын, выслушай, что я тебе скажу! Не пытайся убежать, потому что я говорю тебе правду. Люди используют силу ястребов и лебедей, вот чем они пользуются».
Рано утром, когда было еще темно, внезапно послышался хруст наста. Никого не было видно. Но звук был слышен очень близко. «Привет!» - воскликнул кто-то. Повсюду был слышен лай собак. Лосята вскочили на ноги и увидели, что кто-то идет невдалеке. Они могли разглядеть его очень хорошо. Он направил на них ружье, и они были убиты. Там было двое людей. Перестреляв всех лосей, они подошли к месту и стали искать следы. И обнаружили, что один лось пошел в другую сторону. Перед тем, как отправиться за ним, один из людей обернулся к своему отцу: «Ты лучше разделай их». И ушел по следам одинокого лося. Человек шел по следу лося, полагаясь на своих двух собак. Лось сначала бежал легко, а затем внезапно услышал собачий лай. Тут он бросился вперед, но как только он замедлял ход, то слышал, что его нагоняют. Он бежал изо всех сил. Наконец на какое-то время собачий лай стих. К этому моменту он совсем запыхался, но все еще пытался бежать. Он не мог обогнать собак, потому что совсем выбился из сил. И все слышал: «Кенкен, кенкен, кенкен!»  Тут он задумался о том, что говорил ему отец, безрезультатно пытавшийся отговорить его от бегства. И неспособный идти дальше, он увидел позади человека, который сказал: «Так, лось, кажется, ты ушел достаточно далеко?»
«Еще не достаточно далеко».
Тогда человек оставил ружье, вытащил топор из-за пояса и срезал палку. Срезав палку, он пошел к лосю, с силой ударил его палкой по спине и сказал: «Иди! Ты ушел еще недостаточно далеко».
Бедняга! Вопреки всем своим усилиям он не мог сделать и шага.
Человек достал нож из ножен, подошел к лосю, схватил его за нос и отрезал его. Повесив нос себе на пояс, он повернул голову лося и сказал ему: «Вон там тебя съедят твои братья-собаки». И человек ушел.
Очень расстроившись, лось боялся, что истечет кровью до смерти. Затем он задумался над тем, что говорил ему отец, и вспомнил свою мать.
А тем временем, их разделали, а затем они снова вернулись в жизни. Тут же они починили свое жилье. Темнело, и вскоре к ним пришли с приглашением. И они отправились туда, где жили люди. Там им предложили закурить, накормили и подарили одежду. Они были очень счастливы. Старухе дали кольца для ушей и леггины. Им подарили множество вещей, которые были у людей. Мальчику дали сумку из кедровой коры. Он был очень рад, перекинув сумку через плечо.
Потом они пошли домой, и, придя, не нашли своего сына. Становилось темнее, но они не могли уснуть. И, наконец, старуха услышала, что кто-то мягко подошел к двери и остановился. «Наверное, это мой дорогой сын», - подумала она. «Какой-то злой дух, вероятно, напал на моего сына». Поднявшись, она вышла на улицу.
«Ох! Мой дорогой сын, что случилось с тобой?»
«От моего носа ничего не осталось».
Увидев его, она горько заплакала. Перестав плакать, она взяла немного очень черной земли и натерла его нос. И его нос стал таким, как прежде. Затем старуха вошла в дом и сказала: «Входи!» И он вошел.
И старуха сказала: «Если человек захочет убить меня, я побью его своим старым мокасином».
А старик сказал: «Не говори так о людях, потому что они обладают силой маниту».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #143 : 10 Августа 2008, 09:18:29 »
Зима побеждает лето. (миф сенека)

В одной деревне у людей был обычай много воевать. Они были воинственны. В эту деревню пришел мальчик. Ему было года четыре. Никто не знал, откуда он пришел. Он бродил по деревне, останавливаясь то там, то тут. Сначала его приютила одна семья, потом другая. Люди не заботились о мальчике и не обращали на него внимания.
Однажды весной, когда мальчик стал почти юношей, пошли разговоры о выступлении отряда на тропу войны. Двадцать человек пожелали пойти. Мальчик хотел пойти. Он просил то одного человека, то другого, но все отказывали. Тогда он сказал: «Я все равно пойду».
Двадцать человек отправились в путь, и мальчик пошел с ними. Когда наступила ночь, были разведены костры, и возле каждого расположилось по два человека. Мальчик развел свой собственный костер и сидел возле него один.
Прошло несколько дней. Однажды ночью мальчик увидел сон. Ему явился человек и сказал: «Если вы продолжите идти в том же направлении, все вы погибнете завтра к полудню. Скажи это предводителю отряда и попроси его изменить направление».
Они шли на юг.
Когда мальчик рассказал свой сон вождю, тот рассердился и сказал своим людям: «Я не хотел, чтобы этот парень шел. Он трус и мешает нам. Мы идем встретить врага, зачем нам поворачивать назад, если мы знаем, что он на нашем пути?»
Поев, они отправились дальше, не обратив внимания на сон.
Когда солнце было почти посередине неба, мальчик, который шел позади – отряд шел индейским шагом – заметил, что вождь остановился, затем следующий человек остановился и следующий. Когда он подошел, то обнаружил, что они смотрят на след.
«Это Ньягваихе», - сказал вождь. «Медведь, который убивает любого, кого встретит. Он знает, когда человек смотрит на его след, и не важно, как далеко он находится, он возвращается и убивает этого человека».
Мальчик выслушал и сказал: «Я хотел бы увидеть этого медведя». Вождь сказал: «Нет, ты не хотел бы. Никто не желает встретить это ужасное создание». Но мальчик настаивал.
Тогда вождь сказал: «Если ты хочешь увидеть этого медведя, тебе не стоит идти за нами. Здесь мы повернем, а ты можешь идти дальше, но если ты встретишь его и побежишь, не беги в нашу сторону».
Они просили его пойти с ними, но он отказался.
Мальчик повесил свою связку на развилку дерева и пошел дальше, и вскоре, невдалеке, увидел что-то огромного размера. Подойдя ближе, он обнаружил, что это был огромный медведь, который сидел на тропе спиной к нему. Он подполз ближе и посмотрел на животное. У него не было шерсти, кроме маленькой кисточки на хвосте. Мальчик выпустил стрелу. Медведь прыгнул вперед, затем обернулся и погнался за ним. Он подбежал так близко, что мальчик мог ощущать его дыхание.
Мальчик бегал от дерева к дереву, затем быстро бросался вперед. Медведь преследовал его по пятам. Он выбежал к ручью, глубокому, но узкому. Он перепрыгнул его, медведь за ним.
Мальчик прыгнул обратно, и медведь прыгнул обратно. Мальчик много раз перепрыгивал через ручей. Медведь все время прыгал за ним.
Мальчик почувствовал, что его сила прибывает, а сила медведя уходит. Чтобы утомить медведя, он сделал большой круг перед прыжком. Наконец медведь свалился позади. Когда медведь перепрыгнул на одну сторону, мальчик прыгнул на другую. Вскоре медведю пришлось карабкаться, чтобы выбраться на берег. Мальчик выстрелил, и стрела вошла в середину одной из его передних лап. Медведь взобрался на берег, зашатался, упал, боролся какое-то время, а затем перевернулся и умер.
Мальчик взял три волосинки из его усов и один зуб из его челюсти, вернулся назад, туда, где оставил свою связку, взял ее и пошел по следу двадцати человек. Он быстро побежал, догнал их и сказал: «Я убил Ньягваихе, которого вы так испугались».
Они были изумлены, потому что никто никогда не убивал Ньягваихе. Они сказали: «Если он сделал это, он должен обладать великой силой. Пойдем посмотрим».
Они шли до заката, дошли до того места, где лежал медведь и увидели, что он был огромен. Они сказали: «Мы разведем огонь и сожжем тело, затем каждый может взять немного пепла и кость, что бы те дали им силу».
К утру, когда огонь догорел, они ворошили золу, пока каждый не нашел по кости.
Вождь сказал: «Вы должны быть осторожны, забирая останки этого медведя. Пусть каждый, перед тем как возьмет кость, скажет, какой дар он хочет получить, какую силу».
Большинство людей пожелали быть хорошими охотниками и храбрыми воинами. Некоторые захотели быть быстрыми бегунами. Зуб и усы годились для любой цели. Мальчик не сказал им, что что-то взял. Они изменили о нем свое мнение. Теперь они смотрели на него, как на обладающего великой силой.
Отряд шел много дней, разбивая стоянки на ночь. Однажды ночью юноша увидел сон, и во сне ему было сказано: «Завтра вы встретите врага числом больше вашего отряда. Среди врагов будет большой человек огромной силы. Он настолько больше остальных, что вы легко узнаете его. Вы все должны сражаться с ним. Когда встретите врага, пусть каждый повесит свою связку и начнет сражаться».
Молодой человек не рассказал свой сон. Поев, отряд пошел дальше. Когда солнце поднялось высоко, впереди на тропе они увидели медведя. Он поднялся, выпрямился и посмотрел на них.
Когда они подошли ближе, медведь сказал: «Мы встретились, и мы получим то, что хотим».
Затем он повернулся и исчез. Медведь был одним из воинов врага, посланным сделать вызов противнику.
Вождь сказал своим людям: «Наш враг близко. Будьте смелы. Мы победим».
Они пошли дальше и вскоре встретили врагов. Враги увидели их, издали боевой клич, и засвистели стрелы.
Молодой человек сказал: «Пусть все повесят свои связки на дерево».
Они повесили свои связки и начали сражаться.
Юноша помнил свой сон и начал искать большого воина. Когда он увидел его, то увидел, что он поместил медицину перед своим лицом, чтобы отклонять стрелы. Этот щит был больше, чем тот, что был у юноши – чем он меньше, тем больше в нем силы – и молодой человек почувствовал уверенность в успехе. Каменные Плащи (Лед и Холод) рождались с этой силой, крошечной связкой, которую хранили на ладони – юноша был Каменным Плащом.
Большой человек сказал: «Ты получишь то, что заслуживаешь, ты, Каменный Плащ, я убью тебя».
Он и молодой человек были готовы убить друг друга. Они не обращали внимания на остальных воинов. Они сражались палицами. Наконец юноша выхватил палицу соперника, отбросил ее в сторону и бросил его на землю.
Когда враги увидели, что их вождь повержен, они бросились бежать. Большой воин и многие из его отряда были убиты. Северяне собрали убитых и сожгли их. Они захватили длинную связку скальпов.
Когда отряд вернулся в деревню и рассказал, что произошло, молодого человека сделали вождем. Они решили, что он Каменный Плащ, хотя он не был похож на Каменных Плащей.
Был снаряжен новый отряд, многие пожелали идти, но выбрали только тридцать человек. Они, как и прежде, пошли на юг. На третью ночь молодой вождь увидел во сне человека, который подошел к нему и сказал: «Завтра ночью, когда вы разобьете лагерь, враги разобьют лагерь поблизости, и вы обнаружите друг друга [Для индейцев не было обычаем нападать ночью, они ждали до рассвета.] Вы должны напасть.
На следующее утро, когда вождь рассказал свой сон, люди поверили ему. Этой ночью они обнаружили врага неподалеку. Ближе к рассвету вождь приказал своим людям быть наготове. Как только рассвело, они выступили. Подкравшись ближе, они увидели, что враги готовятся к нападению.
Вождь сказал своим воинам: «Окружим лагерь. Когда мы окружим его, я поднимусь и издам боевой клич, затем пусть все издадут боевой клич и нападают».
Вождь увидел, что один из воинов врагов был гораздо больше остальных, и что его медицинский щит для отвода стрел почти такого же размера, как его собственный. Тогда он сказал своим людям: «Вы должны сражаться отчаянно. Я не знаю, чем это кончится».
Большой воин закричал: «Ты среди этих людей, не так ли, Каменный Плащ? Я убью тебя».
Вождь не показал свой медицинский щит.
Когда двое встретились, они сначала сражались палицами, затем начали бороться. Вождь, схватив большого человека, вырвал его руку и отбросил ее. И тут же она снова оказалась на месте. Затем большой человек вырвал руку вождя и отбросил ее. И тут же она оказалась на месте, как и раньше.
Пока эти двое сражались, крики и шум стали стихать. Время от времени раздавался крик, но было заметно, что многих людей убили.
Вождь оторвал большому человеку голову, разорвал тело и отбрасывал куски, когда они возвращались на место. Потому что если куски держать отдельно, пока они похолодеют, их сила уходит, и они не могут вернуться. Он не давал кускам соединиться, пока большой человек не умер.
Когда бой закончился, и враг был повержен, вождь обнаружил, что пятнадцать его людей были убиты. Оставшиеся вернулись в деревню, и после этого долго не было войны.
Когда вождь постарел, он сказал:
«Я становлюсь старым, я хочу собрать еще один отряд, тогда я буду удовлетворен».
Вызвалось сорок человек. Они пошли на юг, так как люди, с которыми они воевали, были с юга. Однажды ночью вождь увидел во сне, что явился человек и сказал: «Я пришел сказать тебе, что среди врагов будет очень могущественный человек. Возможно, ты не сможешь победить его. Завтра, перед полуднем, сова сядет на твою тропу и скажет: «Готовься, враг близко»».
Утром вождь рассказал свой сон. К полудню они услышали крик совы. Она пролетела вдоль тропы, села на дерево и сказала: «Враг близко».
Вождь сказал своим людям: «Будьте наготове» Повесьте связки на дерево. Если большой человек дважды бросит меня, вам лучше бежать».
Вешая связки, они услышали боевой клич врагов. Когда они были близко, человек с юга выкрикнул: «Мы пришли убить тебя. Ты уничтожил наши прежние отряд, теперь мы уничтожим тебя».
И вождь с силачом сошлись и стали сражаться палицами. Затем они отбросили палицы и схватились. Они долго боролись, зачем вождь был брошен на землю, но вскочил и бросил силача, который едва коснулся земли, как тут же снова был на ногах.
Когда вождя бросили во второй раз, его люди отбежали на некоторое расстояние и посмотрели назад. Вождь снова был на ногах. Они увидели, что у него оторвана рука, но она тут же оказалась на месте, затем в сторону полетела его голова. Некоторые из людей побежали домой, а пятеро спрятались и остались.
Враги начали собирать умерших. Они думали, что все люди вождя убежали. Вождь был мертв. Его люди видели из укрытия, что враги собирают его члены и плоть. Затем силач сказал: «Мы устроим совет и воздадим хвалу за победу над этим человеком, который убил так много наших людей».
Они сели в круг и положили в центр части тела вождя.
Они воздавали хвалу, распевая военную песню. Человек пел, и пока он пел, он подошел к ногам вождя. Когда песня закончилась, певец подошел к голове вождя и сказал: «Ты побежден, теперь у нас будет мир», и он ударил голову палицей, говоря: «Я накажу тебя».
И тут же куски соединились вместе и снова стали вождем.
Он вскочил, убил пятерых человек, затем снова лег и развалился на куски.
Южные люди сказали: «Наш певец поступил неправильно, оскорбив воина после смерти. Из-за этого мы потеряли пять человек. Нам лучше убить его, пока он не принес еще больших несчастий».
Они отрезали певцу голову, затем снова спели военную песню, но никто не поднял палицы или другого оружия.
Из людей вождя десять человек из сорока вернулись домой. Они сказали: «Друг, на которого мы полагались, мертв, теперь мы должны оставаться дома».
И племя после этого жило в мире.
Это была битва между Зимой и Летом. Лето победило.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Индейские сказки от Nimkii
« Ответ #144 : 11 Августа 2008, 01:03:52 »
От этой оджибвейской сказки голову снесло. Это ж надо ж так выдумать...