Автор Тема: Именные группы шауни  (Прочитано 6755 раз)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Именные группы шауни
« : 21 Июня 2010, 22:06:53 »
Именные группы шауни
C.F. и E.W. Voegelin

Шауни, алгонкино-говорящее племя, состоящее из пяти основных подразделений, примечательных своими скитаниями по восточным и центральным регионам Северной Америки в течение трех последних столетий, обладают типом социальной организации, охватывающей многие черты, характерные для родовой системы, но в которой отсутствуют обычные родовые ячейки. Вместо кланов, или родов у шауни есть шесть именных групп:

Именная группа индейки (peleewomhsoomi), представляющая все, что связано с птицами.
Именная группа черепахи (kkahkileewomhsoomi), представляющая водную жизнь.
Именная группа круглоногих (peteko8iteewomhsoomi), представляющая плотоядных животных, таких как собака, волк и им подобных, чьи лапы имеют округлую форму.
Именная группа лошади (mseewiwomhsoomi), представляющая травоядных животных, таких как лошадь, олень, бизон и лось.
Именная группа енота (8epatiiwomhsoomi), представляющая животных, чьи лапы могут царапать, подобно еноту, или медведю.
Именная группа кролика (petakinee8iiwomhsoomi), представляющая мягкую, миролюбивую натуру.

Эти именные группы являются общими для пяти подразделений племени шауни, и каждый индеец шауни принадлежит к именной группе, но не по происхождению, а через свое личное имя, которое дается ему вскоре после рождения.

Лингвистический анализ

Лингвистическое обсуждение личных имен дает специфическое понимание некоторых проблем, которые кажутся особенно важными для шауни даже в наше время. Например, человек, который желает узнать, относится ли, или нет новый знакомый к его собственной именной группе, может, согласно индейской теории, определить это путем анализа личного имени нового знакомого. Это подобно тому, как если бы человек в английском языке строил предположения о значении имен, вроде "Робинсон", решив, что предполагаемое значение - "son of a robin" ["сын зарянки"], и что, соответственно, носитель имени принадлежит к птичьей именной группе. Другое предположение может допускать значение "a robbing son" ["грабящий сын"], и таким образом, соответственно, носитель имени принадлежит к именной группе круглоногих, которая включает упоминание таких мародеров, как волки, известных своими круглыми лапами. Человек, говоряший на шауни, полагает, исходя из этого, что значения личных имен и реальная именная группа двойственны. "Настоящее" значение имени и реальная именная группа определяются тем, кто дает имя, и никто не осмелится возразить этому решению, когда оно становится известно. Одна черта личных имен лишена двойственности - это половая принадлежность. Но это создает трудность для дающего имя, не в "поиске" женских имен, а в поиске подходящих имен для мальчиков.

Последний элемент имени определяет его пол. Наиболее частые женские окончания - hši (опираться, или находиться в ситуации действия) и pama (смотреть на что-то одушевленное). Поскольку эти окончания легко сочетаются с большим числом предшествующих им основ, довольно легко найти имена для девочек. Наиболее частые мужские окончания - škaka, или 8kaka (тот, кто действует, или вовлечен в ситуацию через использование своих ног) pawi (стоять), h8e (идти, двигаться при помощи ног, или крыльев) hšimo (звучать, иметь голос) pto (бежать); все эти окончания кроме одного (звучать) предполагают действия посредством ног. Предшествующие им основы ограничены значениями, сочетаемыми с этим довольно узким смыслом практически всех мужских окончаний. Это ограничение создает трудности в поиске имен для мальчиков.

Элементы, которые служат мужскими и женскими окончаниями в личных именах, могут использоваться в обычных словах шауни. Вот примеры:

yehkawhšiki - когда ему холодно.
niwaapama - я смотрю на него.
noowešihišmo - у меня хороший голос.
niipawi - он стоит.

Главное отличие между обычными словами шауни и личными именами состоит в том, что последние имеют значение причастия ("тот, который..."), не обязательно имея форму причастия; последний элемент, в добавление к своему основному смыслу, обозначает пол, который в других случаях в языке шауни не выражается. Практически все элементы личных имен используются в обычных словах шауни. Так, женское окончание hsi в обычных словах является постпозитивной основой, за которой следуют одушевленные непереходные суффиксы, или за переходными одушевленными суффиксами и той же основой, морфофонетически, могут следовать неодушелвенные непереходные суффиксы, или переходные неодушевленные суффиксы; при использовании в личных именах, однако, за основой не следует суффикс.

В дополнение к финальным элементам [файналам], которые определяют пол, в большинстве личных имен встречаются следующие префайналы [элементы, стоящие непосредственно перед финальными элементами]:

piye(e) - приходить, приближаться
piiwe(e) - относится к перьям
kam(i) - относится к водному пространству

Встречаются и менее частые префайналы. Вот примеры:

miyee - относится к тропе
hakwiči - плавать на поверхности

Инишиалы [начальные элементы], которые предшествуют префайналам, ограничены только семантической совместимостью. Нередко в личных именах за начальным элементом сразу следует окончание. За примерами ниже, в скобках следуют обычные слова шауни, которые были предложены информаторами, как имеющие "тот же" смысл, что и начальные элементы в личных именах.

Типичный морфологический состав личных имен, таким образом, состоит из инишиала (большой выбор), префайнала (ограниченный выбор, необязательно), файнала (определяет пол).

За примерами следуют сокращения Ж для женских имен, М для мужских имен, и и.г. для именной группы, к которой "принадлежит" имя.

mayataakwipiiwehši   Та, у которой странные перья. Ж, и.г. индейки
mayataakamhsi      Та, что лежит в странной воде. Ж, и.г. черепахи
mayataawipiyehši   Та, что странно протянулась. Ж, и.г. черепахи
mayataapama      Та, что смотрит на странные вещи. Ж, неясная и.г.
mayataakwihšimo      Та, у которой странный голос. Ж, и.г. индейки (mayataakwi - он странный, чудной)
pepekihšimo      Тот, кто зовет во тьме. М., и.г. круглоногих
pepekitaakamhši      Та, что в темной воде. Ж, и.г. черепахи
papekitaapama      Та, что смотрит на темное. Ж, и.г.индейки (pepekiča - темный)
haapetaapiyeškaka   Тот, кто идет торопясь. М, и.г. енота
haapetaapama      Та, что в спешке смотрит на него. Ж, и.г. индейки
haapečihšimo      Тот, что зовет в спешке. М, и.н. индейки
haapečipiiwehši      Та, что быстро обретает перья. Ж, и.г. индейки
haapetaakamhši      Та, что лежит в спешащей воде. Ж, и.г. черепахи (haapete8i - торопиться)
howešipemh8e      Тот, что путешествует хорошо. М, и.г. лошади
wešihšimo      Тот, у кого хороший голос. М, и.г. индейки
wešipto         Тот, кто хорошо бежит. М, и.г. круглоногих
welepiyehši      Та, что в прекрасном пруду. Ж, и.г. черпахи
welepiiwehši      Та, у которой прекрасные перья. Ж, и.г. индейки (howeši - хорошо. Говорят, что "wele- еще один способ сказать weši-". Фонологически l перед i превращается в š. Начальный слог, ho, часто пропадает в личных именах).
waapaapiyehši      Та, чей след, протяженность, белый. Ж, и.г. лошади
waapaamiyeepto      Тот, кто бежит по белой тропе. М, и.г. лошади
waapihšimo      Тот, у кого белый голос. М, и.г. индейки (waapiwiikiwa - белый дом)
wiišikapawi      Тот, кто стоит твердо. М, и.г. лошади
wiišikipto      Тот, кто бежит бодро. М, и.г. круглоногих
wiišikaapama      Та, что смотрит на него твердо. Ж, и.г. круглоногих (wiišikanwi - сильный)
ho8aawa8kaka      Тот, кто ставит ногу в желтое. М, и.г. круглоногих
ho8aawipiiwehši      Та, у которой желтые перья. Ж, и.г. индейки
ho8aawaakamhši      Та, что лежит в желтой воде. Ж, и.г. черпахи
ho8aawaakwičši      Та, что плавает в желтом. Ж, и.г. черпахи (ho8aawe8i - желтый)
haayiitaa8kaka      Тот, кто топает твердо. М, и.г. кролика
haayiitawhši      Та, которую хватают быстро. Ж, и.г. лошади
haayiitaapama      Та, что смотрит на кого-то твердо. Ж, и.г. индейки (haayiičalawi - делать твердо)

« Последнее редактирование: 22 Июня 2010, 01:44:06 от nimkii »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #1 : 21 Июня 2010, 22:51:31 »
Невозможно провести четкое морфологическое различие между прозвищами, которые не предполагают именную группу, и аномальными типами личных имен, которые предполагают именную группу, но не обладают прямым обозначением пола. Последнее названо морфологически аномальным, потому что "люди не произносят имя так, как произнес его дающий имя". Это, вероятно, лишь половина истории; кажется возможным, что то, что сейчас считается личными именами, которые неправильно произносятся, не так, как подразумевал дающий имя, часто являются прозвищами, которые человек приобрел позже, и используются во избежание произнесения его настоящего личного имени. И аномальные личные имена, и прозвища имеют тенденцию использовать существительные и именные суффиксы вместо глагольных элементов, задействованных в большинстве личных имен. Вот примеры:

miina      Ежевика. М, прозвище
čipaanii8a   Призрачный человек. М, прозвище
tootii8a   Маленькая лягушка, француз. М, прозвище
hele8enii8a   Маленький слон. Ж, сомнительная и.г., заимствование из англ.
pilii8a      Маленький Билл. М, прозвище, заимствование из англ.
wiliwi      Вилли. М,  прозвище, заимствование из англ.
mačilenawe   Плохой человек. Ж, прозвище
mšimhkwa   Большой Медведь. М, и.г. енота

Обозначение пола в этих именах - это просто пол человека, носящего данное имя; если носитель неизвестен, пол имени будет неизвестен. В следующих коротких именах пол, именная группа, или прозвище и значение можно только предполагать:

wa8kaka, škaka   (окончание предполагает использование ног и, вероятно, мужской пол)
čaati, čilo   (čaki - маленький)
nemhši      Ж, вероятно и.г. индейки (nenemhki - громовая птица)

Из списка около 700 личных имен была выведена следующая пропорция принадлежности к разным именным группам:

Круглоногие   20%
Индейка      18%
Черепаха   15%
Лошадь      13%
Енот      2%
Кролик      1%

К этому списку следует добавить 5% личных имен, где принадлежность к именной группе сомнительна, и 26% личных имен, где принадлежность к именной группе неизвестна. Некоторые из них были прозвищами, и учтены, как находящиеся вне системы именных групп; на другие при прочтении никто не отреагировал. До определенной степени, по меньшей мере, последние были личными именами людей, обычно известных под прозвищами. Процент Кроличьих имен очень низок среди двух, или трех последних поколений шауни; последний вождь подразделения 8awikila, носивший имя именной группы Кролика, умер около сорока лет назад, не оставив потомков, и из-за этого люди "были несклонны называть своих детей именами Кроличьей группы". Интересно отметить, что сейчас некоторые старые люди, полагающие, что "из Кроликов выростают прекрасные люди", "снова начали использовать эту именную группу при наречении младенцев" среди абсенти шауни.

Определяя принадлежность к именной группе многих людей, шауни часто упоминают именную группу Индейки как людей Курицы, Орла, Ястреба, или Птицы; говорят, что старым названием группы Индейки была группа Орла. Членов группы Круглоногих часто называют людьми Волка, Собаки, или Пантеры; подобным же образом, людей из группы Енота часто называют людьми Медведя, а людей группы Лошади часто называют Оленями, и говорят, что Олень был старым названием группы Лошади. Кролик "всегда один". Теоретически часто говорят, что именных групп двенадцать, но никогда не называют более шести, и информаторы, предоставляющие списки, не противоречат друг другу. Удвоение количества именных групп, упоминаемых, как теоретическое число, может быть обязано тому факту, что некоторые виды животных объединены в некоторых именных группах, и что двенадцать мужчин и двенадцать женщин охотников и поваров в Хлебных танцах выбирают на основе принадлежности к именной группе; церемониальными числами являются четыре, шесть и двенадцать.

Оффлайн mookomaan

  • Медвежьи дни
  • Участник форума
  • *
  • Сообщений: 549
    • Mookomaan home page
Re: Именные группы шауни
« Ответ #2 : 22 Июня 2010, 00:20:59 »
Вото оно как.. а то "Леоо-карко-оно-маа....Высокий Орел" ;D

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #3 : 22 Июня 2010, 00:47:29 »
Из клана Совы, ага ;D

Меня удивило (там дальше будет), что у шауни имена у людей не должны ни за что, ни за что совпадать. Оджибве, наоборот, одни и те же имена раздают только так и радуются.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #4 : 22 Июня 2010, 01:41:15 »
Церемония наименования

Следующее описание процедуры наименования младенцев относится в первую очередь к подразделениям Kišpoko и Pekowi; отличающиеся от нее процедуры у других главных подразделений не отмечены.
В период от одного до девяти дней после рождения ребенка, когда мать и дитя все еще находятся в уединении, отец просит двух стариков, или двух старух прийти в его дом вечером девятого дня после рождения ребенка. Эти два старика, или старухи должны быть по меньшей мере средних лет, а предпочтительнее - преклонного возраста; мужчин или женщин, у которых умерло несколько их собственных детей, вряд ли попросят дать имя. Дающие имя могут быть родственниками ребенка, или просто друзьями семьи. Неважно, в какой именной группе принадлежат дающие имя, или принадлежат ли они оба к одной и той же группе. Когда оба дающих имя приходят, отец говорит им:

"Мы позвали вас этим вечером, потому что я хочу, чтобы утром вы дали имя моему ребенку; завтра, когда ребенку будет десять дней. Обдумайте это снова и снова; подумайте о животных [связанных с именными группами] - как они ведут себя, как они двигаются, и все такое. Подумайте этим вечером о черепахах, курах, волках, оленях, енотах, кроликах; подумайте о них. Когда пойдете спать, держите эту мысль при себе; может быть вы увидите имя во сне, каким-то образом. Если вы не увидите этого во сне, может быть вы просто подумаете об этом, и так найдете хорошее имя. И не сердитесь, когда мы возьмем только одно из имен, которые вы предложите; мы рады будем услышать оба имени, когда вы определитесь с ними утром".

Два дающих имени уходят и "молятся ночью Создательнице, которая владеет людьми, именами, и всем прочим". Каждый из них молится импровизированно и приватно, и не использует индейский табак, который обычно ассоциируется с формализованными молитвами. Когда имя является ему, дающий имя должен определить, к какой именной группе оно принадлежит. Если основа имени имеет отношение к перьям (напр., piiwe), или воде (напр., kami), имя с необходимостью принадлежит к именной группе Индейки, или именной групе Черепахи, и у дающего имени нет в этом выбора. Тем не менее, он будет размышлять об этом имени, потому что наименование считается по существу сложным и серьезным делом, к нему нельзя относиться легкомысленно. Найденное имя не должно повторять любое имя, которое когда-либо использовалось ранее, как умершим, так и живым человеком, несмотря на то, что упоминание об умершем в личном имени не является табу. Генеалогии и списки личных имен показывают, что повторения личных имен случаются лишь изредка.

Таблица, приведенная ниже, показывает наименование в двух семьях, не отобранных специально.



Один дающий имя с большим опытом (JC) говорит, что ребенок обычно получает имя той же именной группы, что и дающий имя, если родители не попросят другую именную группу; просьбой родителей обычно является дать ребенку имя именной группы одного из родителей, за исключеним случаев, когда один, или оба родителя болезненны.

Данные семей Скай, Вильямс и множества других людей показывают, что именная группа ребенка совпадает с именной группой родителя, или дающего имя не чаще, чем можно было бы ожидать без утверждения о теоретическом предпочтении.

Утром десятого дня женщины-родственницы ребенка встают задолго до рассвета и заканчивают приготовления для завтрака по случаю получения имени. Мать ребенка очищает себя в своей уединенной хижине, где родился ребенок и, взяв ребенка с собой, возвращается в дом семьи, где собираются родственники и по материнской, и по мужской линии. Когда мать и ребенок приходят в дом, дающие имя, если это женщины, обмывают ребенка губкой в тепловатой воде; если дающие имя - мужчины, то ребенка обмывает мать.

Далее начинается сама церемония наименования. Мать сидит и держит ребенка; двое дающих имя стоят, тогда как остальные родственники сидят, или стоят рядом. Один из дающих имя говорит, объявляя имя, которое он нашел, и его именную группу. Далее он продолжает, рассказывая о повадках животных этой именной группы. Когда первый дающий имя закончил, другой дающий имя рассказывает об имени, которое нашел он, так же, как первый. Двое дающих имя должны предложить имена двух разных именных групп; они совещаются об этом до завтрака, говоря друг другу имена, которые они нашли ночью. Услышав оба имени, родители должны выбрать то, "что хорошо звучит". Если родители не согласны в своем выборе, решающим является голос матери, "потому что она дала рождение ребенку". Возможно не незначителен тот факт, что ни одного случая несогласия родителей не попало в поле нашего внимания; одно из имен, вне зависимости от разницы во мнениях, превосходит другое, частично, без сомнения, из-за значения самого имени, но возможно в большей мере из-за того, что один из дающих имя более убедителен, чем другой, при описании имени, которое он предлагает. Отец говорит дающему имя, чье имя было выбрано, как он рад, что имя Индейки (или другое) было найдено; может быть, она хорошо позаботится о ребенке; возможно, ребенок выростет и станет мужчиной, затем стариком, дедом. "Мы выбрали это имя - (успоминает личное имя)", - говорит отец. Затем мать передает своего ребенка дающему имя, тогда как отец вручает ему короткую нить ровных белых бус для использования при наименовании ребенка. Дающий имя держит ребенка, обращаясь к Создательнице. Вот отрывки из его речи:

"...Это правило Создательницы, по которому мы даем ребенку имя через десять дней... Мы рады видеть этого ребенка этим утром... возможно мы полагаем, что этот ребенок ничего не знает, так же как и мы, но он (она) знает больше, чем мы, потому что он только что пришел от Создательницы... Создательница сказала ему прийти к этим родным в этот мир... Я думал о Создательнице... Затем я думал о животных... она (Создательница) поместила их сюда для нас, чтобы жить с нами, чтобы дать нам таким образом именные группы, чтобы (животные) могли помочь нам однажды стать мужчинами, или женщинами... Создательница дала этим животным силу быть мудрыми, умными. Вот почему я нашел имя Круглоногих; вот почему я собираюсь сейчас дать его этому ребенку... я надеюсь, что Создательница сжалится надо мной и поможет прожить немного дольше с этими людьми в этом мире, потому что я думал о Создательнице прошлым вечером перед тем как лечь спать, перед тем, как я нашел это имя".

Затем дающий имя возвращает ребенка матери, но продолжает свою речь:

"Возможно, однажды этот мальчик станет мужчиной... Тогда он сможет поставить на стол перед родными пищу, когда они придут к нему в гости, так же, как мы здесь сейчас ставим на стол эту пищу... К тому времени это имя будет уже долго хранить его; он станет юношей, затем молодым человеком, затем, однажды, стариком, и его будут называть дедом. Оно будет хранить его до тех пор, долго. Все будут звать его - (упоминание личного имени)".

Произнося имя, дающий имя держит нить бус в своих вытянутых руках.

"Вот как все будут звать его - (снова упоминание личного имени); с этого утра его будут звать - ; все всё время будут звать его - ".

Повторив имя ребенка четыре раза, дающий имя завязывает нить бус на шее ребенка. Ребенок носит их, пока нить не порвется, когда его мать соберет и сохранит их для него; во многих случаях их теряют.

Некоторые родственники улыбаются и говорят ребенку: "У тебя хорошее имя, - (упоминание имени). Да да, мы поедим вместе с - этим утром; это хорошо". Родители говорят дающему имя, что благодарят его за хорошее имя для их ребенка. Затем собравшаяся компания ест завтрак. Вкус каждого блюда предлагается ребенку, мать прикасается кончиками пальцев ко всем блюдам и дает ребенку облизать свой палец. После завтрака родственники дарят ребенку маленькие подарки и говорят: "Я принес это для тебя, - (упоминание имени). Я слышал, что ты пришел. Я рад, что ты пришел, и я принес тебе это". Ребенок рад получить эти вещи; для него это доказательство того, что родители рады его видеть.

Через несколько дней после церемонии наименования, мать может подарить дающему имя подарок, вроде рубашки, или ткани на платье, или даже лошади. Этот подарок не обязателен. Среди чероки шауни, но не среди абсенти, ребенок обязан дать своему дающему имя обед раз в год, четыре года подряд. Здесь используется отдаленный символизм: ребенок "заботится о дающем имя" четыре года в качестве платы либо за первоначально полученное имя, либо за новое имя в случае смены имени. Чероки шауни и в прошлом восточные шауни, но никогда абсенти, иногда дают имя группам детей после весенних или осенних Хлебных танцев, в качестве альтернативной процедуры индивидуальному наименованию.

Незаконнорожденные дети получают имя тем же образом, что и законнорожденные, за исключением того, что отец ребенка конечно же отсутствует.

Церемония наименования у абсенти иногда проводится во время собраний пейоте. После того, как выпивается "утренняя вода" на рассвете, до завтрака, ребенку дают имя при той же процедуре наименования, что и дома.
« Последнее редактирование: 22 Июня 2010, 01:45:30 от nimkii »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #5 : 22 Июня 2010, 20:14:50 »
Смена имени

Смена имени следует общей процедуре оригинального наречения в менее строгой форме, но с привнесением одной важной концепции: оригинальное имя, считающееся неудачным, должно быть психологически и символически отброшено, прежде чем будет дано новое имя. Имя неудачно, когда  человек, носящий это имя, часто болеет, но никогда, если он здоров. Либо родители, либо шаман решают, что виновато имя.

Следующие свидетельства показывают, что личные имена были неудачны из-за того, что родители были невнимательны при оригинальном наречении; из-за этого оригинальное имя не "согласуется" с человеком, его носящим. Теоретически, повторение может сделать имя неудачным, потому что человек, носящий имя кого-либо умершего, также вероятно умрет, а человек, носящий имя живого человека верятно умрет, когда умрет его тезка, но это опасность, которой можно сознательно рискнуть. В большинстве описаний перенаречения, только одного имядателя попросят дать новое имя.

"...В первый раз, давая имя Артуру, мы сделали это не по правилам; мы просто послали за двумя старыми женщинами, которые остались на ночь и дали Артуру его имя, но мы не устраивали завтрак для его родных. Мы просто дали ему имя, тем не менее, не заботясь о правилах. Но когда Артур заболел, мы решили, что стоит это исправить, и ему дали новое имя на собрании пейоте.
...Затем мой отец спросил Джима Кларка, какое имя было дано ему для Артура во время собрания пейоте, когда оно закончилось, и Джим сказал моему отцу, так же как и Тони. Мой отец подумал над двумя именами. Имя, которое предложил Джим, было таким же, как у нашего второго двоюродного брата. Мой отец сказал, что имя Джима такое же как у нашего кузена, но что ему нравится, как оно звучит, и что он понимает, как трудно человеку получить новое имя на собрании, где он был занят всю ночь. И мой отец сказал, что знает и доверяет нашему кузену, уже названному этим именем, и полагает, что такое же имя не повредит Артуру, и он выбрал имя Джима. Затем он спросил мою мать, не считает ли она, что это хорошее имя, и она сказала: "Да". Так мои родители взяли имя, потому что оно им понравилось больше, чем то, что предложил Тони".


В другом случае ребенок дочери NS и еще один ребенок получили одно и то же имя: оба были приблизительно одного возраста, но жили доволно далеко друг от друга и были наречены двумя разными старыми женщинами, которые не знали о действиях друг друга. Единственным комментарием NS по повду имени ее внука было: "Это хорошее имя". Ни одному из детей не сменили имя. В следующем описании смены имени повторение имен не имеет места.

"Старая мадам Френч пришла в дом, чтобы сменить имя Фредди. Она отвела Фредди в реке, и когда они спустились к ней, она сказала Фредди: "вот причина, по которой я привела тебя сюда: твое имя тебе не подходит; оно делает тебя больным. Сейчас мы его смоем. Дед-вода заберет у тебя твое имя". Затем она обратилась к воде. "Дед, я привела сюда этого ребенка, чтобы ты смыл его имя. Оно не подходит ему и не заботится о нем. Я дам ему другое имя. Созательница поместила тебя сюда, Дед-вода, в этот мир для этой цели, чтобы ты заботился о своих внуках, о людях, столько, сколько существует мир, пока встает солнце и пребывает Мать-земля. Создательница всегда знает обо всем, что происходит. Она узнает об этом, потому что Создательница знает оно все, что происходит днем и ночью повсюду в мире. И ты, Дед-вода, получил силу от Создательницы. Вот почему ты можешь нам помочь, потому что у тебя есть сила, данная Создательницей, заботиться о людях здесь, в этом мире". Затем она погрузила Фредди в воду, всего. чтобы молиться Деду-воде не обязательно использовать табак. Некоторые старики используют его, а некоторые нет, потому что у них нет индейского табака. Затем она отвела ребенка домой. Когда они вернулись в дом, она держала ребенка рядом с собой и сказала нам: "я привела ребенка назад. я поговоирла с Дедом-водой и сказала, что нужно сделать для нас. Я попросила его помочь нам. Я надесюсь, что Дед-вода примет мои слова. Если он примет мои слова, то, что я опоросила его сделать, этот ребенок вырастет и однажды станет мужчиной. Однажды он станет старым, и вы будете звать его дедом. Я попросила Деда-воду позаботиться об этом ребенке. Когда этот ребенок вырастет, он будет помогать людям проводить обряды согласно законам Создательницы. Вот что я сказала Деду-воде. И Дед-вода забрал старое имя этого ребенка. Теперь я дам ему новое имя. его будут звать mawatipiyeškaka. Он будет человеком Черепахи.(Можно выбрать любую другую именную группу, кроме той, к которой раньше принадлежал ребенок.) Отныне люди будут звать его mawatipiyeškaka каждый день; они всегда будут звать его mawatipiyeškaka; вот под каким именем он будет известен, mawatipiyeškaka. И это имя будет заботиться о нем, пока он не вырастет; оно может заботиться о нем, пока он не состарится, и его не станут звать дедом".

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Именные группы шауни
« Ответ #6 : 24 Июня 2010, 14:29:51 »
Некто Noel Schutz, называющий своим учителем C.F. Voegelin'а, привел анализ имени Текумзе. И выстроил ассоциативную (для шауни, конечно) цепочку: "круглоногие" - "пантера" - "магическая сила (метеор, летящий с востока на запад)"
Т.е. для нешауни объяснить, что означает "Текумзе" - значит залезть в мифологию, рассказать про ассоциации и т.д. А четкого и емкого европейскго перевода не получится.
Вот если насчет всяких "монетови-мишипеши" и "летящей магической силы" понятно, то как шаунь определяет именную группу Текумзе? А ведь ассоциации начинаются с нее.
Нимки, тебе не попадалось?

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #7 : 24 Июня 2010, 15:50:19 »
Не попадалось. И я подозреваю, что никак. Принадлежность к группе определяет имядатель по какой-то своей логике (или, может быть, видениям). За исключением имен с перьями и водой.

""Настоящее" значение имени и реальная именная группа определяются тем, кто дает имя, и никто не осмелится возразить этому решению, когда оно становится известно".

Сначала он раздумывает, какое это будет имя, потом, какая это будет именная группа. Даже если формально у него нет выбора в именной группе:

"Когда имя является ему, дающий имя должен определить, к какой именной группе оно принадлежит. Если основа имени имеет отношение к перьям (напр., piiwe), или воде (напр., kami), имя с необходимостью принадлежит к именной группе Индейки, или именной группе Черепахи, и у дающего имя нет в этом выбора. Тем не менее, он будет размышлять об этом имени, потому что наименование считается по существу сложным и серьезным делом, к нему нельзя относиться легкомысленно".

Где-то в инете было, что имя Текумсе дословно переводится "переходящий с места на место".

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Именные группы шауни
« Ответ #8 : 24 Июня 2010, 16:00:31 »
"Tecumseh ‘(One Who) Flies Across’ (literally ‘He flies across there’. Orthographic variants: Tecumthe, Te-kum-tha, and the like. ... The name is composed of the indefinite demonstrative {te’} + {kaame-} across, over + {‘the [~ ‘tha]} ‘fly, go, pass by’. ... For a Shawnee the allusion of this name is obvious and would identify the bearer as being in the round-footed m’shooma (including predatory animals such a wolves and panthers), and in this case clearly the panther as the mythic allusion is to the sacred underwater panther, manetoowi-m’shipeshi, ‘meteor crossing the sky from East to West’, or literally ‘supernaturally powerful The name breaks down into (1) the occurrence of panther {mshi} ‘big’ + {-peshi} ‘cat’ [peshi ‘cat’, peshiwa ‘wildcat’, mshipeshi ‘panther’(literally, ‘big cat’)], (2) seen as having supernatural power {manetoo-wi}..." (с)

А вот каким образом шауни понятно, что это имя из группы круглолапых - загадко...  :(

Этот Noel Schutz целую книжку про шаунийские имена написал, но ее подлецы-буржуи только за деньги хотят продавать и не хотят так дать почитать, чтобы и нам было понятно, что Текумзе из хищников.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #9 : 24 Июня 2010, 17:06:37 »
Ну, вобщем, это "ходящий по воде".
А этот Noel Schutz убежден, что логически Текамсе - черепаший сын. И некоторые его родственники с похожими именами, начинающимися на /текам-/ - задокументированные черепашки. Однако придурок Тенскватава где-то сказал, что Текамсе из Пантер. И этот факт совершенно непонятен. Хотя у того же Noel Schutz'а написано что из Пантер был брат Текамсе.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Именные группы шауни
« Ответ #10 : 25 Июня 2010, 09:31:30 »
А где тов. Щютц написал про черепашьего сына? Я вчерась пошерстил маленько и не нашел...
Шауни таки ж дикие люди... Сами себя даже запутать умудрились :)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Именные группы шауни
« Ответ #11 : 25 Июня 2010, 10:59:41 »