Автор Тема: Сказки Чероки.  (Прочитано 36194 раз)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Сказки Чероки.
« : 27 Апреля 2006, 13:00:57 »
В прошлом году, когда был жив ещё сайт ПВ Хайвей, один писатель из Америки - Юрий Шимановский (хороший человек, у него ещё есть антиющенковский сайт ;)) прислал нам эти сказки чероки, которые так и хочется посвятить Носителю Волка ;)
Далее отрывок письма Юрия Шимановского, сами сказки, и фотографии черокских земель, сделанные писателем.

...А сказки вот откуда. Каждый год я езжу в Дымящиеся Горы, это самая
высокая и нетронутая часть Аппалачского хребта. Там же находится резервация
Чероки. Часть живет здесь, часть в Оклахоме, куда их вывезли в 1838.
В центре резервации - городок с названием Чероки, тысяч 5 населением.
В основном работает на туристов. В села я соваться не стал, потому что
в резервациях какие-то неправильные законы, вернее их отсутствие.
Мало ли что. Один знакомый из Канады пошел в резервацию рыбу ловить.
Из леса вылетила стрела и ранила его в ногу. Это в начале 21-го века.
Да. Так вот, в городке я прикупил отличную индейскую свирель, подержал
в руках настоящий томагавк и еще купил маленькую, почти самиздатовскую
брошюрку на английском. Большинство сказок оттуда. Но! Это не перевод.
Язык в книжке очень плохой. Из рук вон. Так что пришлось сперва прочитать,
а потом пересказать своими словами.
Последнюю сказку о болезнях я почерпнул только в воскресенье от лесника,
который посетил наш палаточный городок. Просто речь зашла об индейцах.
Кстати об устном творчестве он тоже рассказал. У чероки рассказчики
историй были как бы привелигированный класс, очень уважаемые люди.
Но! Главная задача их была пересказывать истории абсолютно точно, как
услышал. Никакой отсебятины не допускалось. То есть, практически наизусть
надо было запомнить и воспроизвести. Оно и понятно. Письменности у них не
было. Поэтому рассказчик заменял книгу.

                       В Стране Дымящихся Гор.
                (Сказки индейцев Чероки. Юго-восток США)

С англоязычных источников пересказал Юрий Шимановский.
Содержание:

  1. Как появился Млечный Путь.
  2. Месть Гремучей Змеи.
  3. Отчего у Опоссума лысый хвост.
  4. Предупреждение кузнечика.
  5. Зачарованное озеро Атагахи.
  6. О том, как Журавль состязался с Колибри.
  7. Отчего у стервятника лысая голова.
  8. Как появились болезни и как появились лекарства.

                      Как появился Млечный Путь.

  Давным давно, когда звезд на небе было совсем мало, в Стране Дымящихся
Гор жил мельник. Всю свою жизнь он молол зерно, а полученную муку продавал,
таким образом зарабатывая себе средства к существованию.
  В один осенний день утром он обнаружил, что кто-то похитил часть
муки из хранилища. Мельник удивился и встревожился. Он знал наверняка,
что никто в селе не был вором.
  Тщательно исследовал он хранилище, дом, тропинки, ведущие к дому и
на одной из них обнаружил след огромного пса. Человек очень испугался.
Никогда в жизни он не встречал таких больших собак. Весь остаток дня
он провел в тревожных мыслях, но так ничего и не придумав лег спать.
  Утром следующего дня он с ужасом увидел, что мука опять украдена. А рядом -
следы того же чудовища. Тогда он пошел на совет старейшин, просить помощи.
Один за другим участники совета выступали со своими мыслями, но
все предложения сводились к тому, что нужно напасть на пса и убить.
Мельник же был решительно против, ибо было бы верхом безумия нападать на
собаку, явившуюся, несомненно, из потустороннего мира.
  Тогда поднялся последний из старейшин и сказал: "Убить пса нельзя.
Предположим, что это так. Но можно напугать, и он навсегда забудет дорогу к
нашей деревне. Давайте сделаем вот что. Пусть сегодня ночью все жители
села спрячутся вблизи дома, где живет мельник. Пусть каждый прихватит с
собой барабан, погремушку или что-нибудь другое, что может громко звучать.
Когда явится пес, мы зажжем факелы и устроим такой шум, что он испугается
и убежит." На том и порешили.
  Ночью, когда звезды стали яркими, а Луна проделала половину своего пути
через небесный свод, люди увидели огромного пса. Он шел с запада. Лунный
свет играл его вздыбленной шерстью. Зверь подошел к хранилищу и стал
пожирать муку.
  В этот момент вспыхнули факелы. Выскочившие отовсюду люди забили в
барабаны, загремели трещотками, закричали, затопали. Словом, устроили
такой шум, что казалось невиданной силы гроза бушует в Стране Дымящихся
Гор.
  Пес заметался в освещенном круге, ища выхода. Но люди наступали, сжимая
кольцо. Тогда он присел, сжался как пружина и бросился прямо в небо. Все
выше и выше поднимался пес, рассыпая украденную муку, пока не скрылся из
глаз. А рассыпанная мука видна до сих пор. Белые называют ее "Млечный путь",
а индейцы чероки - Гил Лютсун Стануньи, что означает "Куда Сбежал Пес".


Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #1 : 27 Апреля 2006, 13:02:08 »

                           Месть Гремучей Змеи.

  Эта история случилась в те незапамятные времена, когда люди могли понимать
язык животных.
  Дети играли недалеко от своего дома, в то время как их мать хлопотала
по хозяйству. Внезапно дети стали звать на помощь. Мать вышла за порог
и увидела гремучую змею, выползавшую из кустов. Женщина подняла палку и
убила змею.
  Отец семейства в тот день охотился в горах и уже возвращался домой.
Когда тьма накрыла горные ущелья, охотник услышал странный завывающий
звук, раздающийся со всех сторон. Он огляделся и с ужасом обнаружил,
что окружен множеством гремучих змей, которые вытягивали головы вверх
и, казалось, плакали.
  - Что за беда у вас случилась? - удивился охотник.
  - Сегодня твоя жена убила нашего вождя, Желтого Змея, - ответили ему, -
И теперь мы посылаем Черного Змея свершить возмездие.
  - Это ужасно, - сказал человек. - Мне жаль, что погиб ваш вождь. Простите
нас, пожалуйста.
  - Если ты говоришь от чистого сердца, то помоги нам. Ничего особенного
нам не надо. Мы просто возьмем жизнь твоей жены в обмен на жизнь нашего вождя.
"Соглашусь пока - подумал человек, - а там видно будет. Ведь если я
откажусь, они убьют меня прямо здесь".
  - Хорошо, - промолвил он, - что вы от меня хотите?
  - Иди к семье, - зашипели змеи, - Черный Змей будет сопровождать тебя.
Когда ты войдешь в дом, он спрячется во тьме у порога. Попроси жену
принести тебе воды из ручья. Вот и все что требуется.
  Охотник отправился домой, слыша как Черный Змей незримо струится следом.
Вернулся он заполночь, но жена ждала его. Человек сел и попросил пить.
Жена наполнила чашку из кувшина.
  - Нет, - сказал охотник, - я хочу свежей воды из ручья.
  - Хорошо, - ответила женщина, - и вышла за порог.
В следующее мгновение раздался крик и, выскочив наружу, охотник увидел,
что его жена лежит на земле, укушенная гремучей змеей. Вскоре она умерла.
  Тогда кусты у дома зашевелились и оттуда опять выполз Черный Змей.
  - Это еще не все, человек, - прошипел он, - слушай, запоминай.
И он запел странную песню.
  - Это - молитва, - сказал Змей, закончив петь, - пускай отныне люди
поют эту песню, завидев гремучую змею. Тогда их не тронут. Кроме того,
если по ошибке кто-то из змей укусит человека, пойте эту молитву над
пострадавшим и он не умрет.
  Много веков прошло с тех пор когда произошли эти события. Но чероки
до сих пор помнят песню Черного Змея.


Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #2 : 27 Апреля 2006, 13:03:18 »
                     Отчего у Опоссума лысый хвост.

   Раньше хвост Опоссума был красивым и пушистым. Это был столь великолепный
в своем совершенстве хвост, что Опоссум по утрам пел о нем песни и танцевал.
Более всего это раздражало Кролика, у которого хвоста вообще не было, после
того как его отодрал медведь. И вот из зависти Кролик решил сыграть с
Опоссумом злую шутку.
   Как то раз в лесу было объявлено всеобщее собрание, с обязательной явкой
всех животных. По окончании предполагалось провести неофициальную часть и
танцы. Оповестить зверей о готовящемся мероприятии попросили Кролика.
 - Не забудь прийти, - бросил он, пробегая мимо жилища Опоссума.
 - Приду, - ответил Опоссум, - но с одним условием. Пускай мне предоставят
специальное место. Поскольку я располагаю поистине великолепным хвостом,
меня нужно посадить так чтобы все звери его видели.
   Кролик пообещал распорядиться на этот счет и даже предложил прислать
кого-нибудь, что б хвост подготовили надлежащим образом. Опоссум был
польщен и согласился.
   Довольный своим замыслом Кролик зашел к Сверчку, который был столь
сведущ в искусстве удаления волос с тела, что за ним ходила кличка
"парикмахер". Кролик объяснил Сверчку задачу и отравился дальше по своим
делам.
   Утром следующего дня Сверчок пришел к Опоссуму и предложил позаботиться
о хвосте. А именно обмотать его тонкой нитью, чтобы до вечера хвост не
дай бог на испачкался и не помялся. Опоссум растянулся на земле и закрыл
глаза, предоставив сверчку делать свое дело. А тот взялся за работу.
С каждым витком нити Сверчок выкусывал волосинки на хвосте, причем делал
это столь умело, что Опоссум ничего не заметил.
   Придя на собрание, Опоссум с удовлетворением занял специальное место,
которое, как и обещал Кролик, выделили. Когда стемнело, начались танцы.
Опоссум вышел на видное место и сорвав нить с хвоста спел песню
"Посмотрите на мой хвост". Публика встретила песню необычайным оживлением.
Все заплясали вокруг Опоссума. Воодушевленный он запел песню "Чудесный цвет
хвоста". В ответ раздался гром аплодисментов. "А как мой хвост стелится
по земле" - пел Опоссум. Вокруг гремела овация. Никогда еще хвост Опоссума
не привлекал такого внимания. "Что за чудный мех" - запел Опоссум. И тут
он сообразил, что шум вокруг - это просто гомерический смех. Он глянул
вниз и увидел что хвост его лыс как у ящерицы. Ни одного волоска.
Молча Опоссум ушел с танцев и долго катался по земле в бессильной злобе.
Так он поступает и по сей день, когда ему что-то не нравится.

 
 
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #3 : 27 Апреля 2006, 13:06:12 »
                     Отчего у Опоссума лысый хвост.

   Раньше хвост Опоссума был красивым и пушистым. Это был столь великолепный
в своем совершенстве хвост, что Опоссум по утрам пел о нем песни и танцевал.
Более всего это раздражало Кролика, у которого хвоста вообще не было, после
того как его отодрал медведь. И вот из зависти Кролик решил сыграть с
Опоссумом злую шутку.
   Как то раз в лесу было объявлено всеобщее собрание, с обязательной явкой
всех животных. По окончании предполагалось провести неофициальную часть и
танцы. Оповестить зверей о готовящемся мероприятии попросили Кролика.
 - Не забудь прийти, - бросил он, пробегая мимо жилища Опоссума.
 - Приду, - ответил Опоссум, - но с одним условием. Пускай мне предоставят
специальное место. Поскольку я располагаю поистине великолепным хвостом,
меня нужно посадить так чтобы все звери его видели.
   Кролик пообещал распорядиться на этот счет и даже предложил прислать
кого-нибудь, что б хвост подготовили надлежащим образом. Опоссум был
польщен и согласился.
   Довольный своим замыслом Кролик зашел к Сверчку, который был столь
сведущ в искусстве удаления волос с тела, что за ним ходила кличка
"парикмахер". Кролик объяснил Сверчку задачу и отравился дальше по своим
делам.
   Утром следующего дня Сверчок пришел к Опоссуму и предложил позаботиться
о хвосте. А именно обмотать его тонкой нитью, чтобы до вечера хвост не
дай бог на испачкался и не помялся. Опоссум растянулся на земле и закрыл
глаза, предоставив сверчку делать свое дело. А тот взялся за работу.
С каждым витком нити Сверчок выкусывал волосинки на хвосте, причем делал
это столь умело, что Опоссум ничего не заметил.
   Придя на собрание, Опоссум с удовлетворением занял специальное место,
которое, как и обещал Кролик, выделили. Когда стемнело, начались танцы.
Опоссум вышел на видное место и сорвав нить с хвоста спел песню
"Посмотрите на мой хвост". Публика встретила песню необычайным оживлением.
Все заплясали вокруг Опоссума. Воодушевленный он запел песню "Чудесный цвет
хвоста". В ответ раздался гром аплодисментов. "А как мой хвост стелится
по земле" - пел Опоссум. Вокруг гремела овация. Никогда еще хвост Опоссума
не привлекал такого внимания. "Что за чудный мех" - запел Опоссум. И тут
он сообразил, что шум вокруг - это просто гомерический смех. Он глянул
вниз и увидел что хвост его лыс как у ящерицы. Ни одного волоска.
Молча Опоссум ушел с танцев и долго катался по земле в бессильной злобе.
Так он поступает и по сей день, когда ему что-то не нравится.

 
 
« Последнее редактирование: 27 Апреля 2006, 13:09:31 от Bisonъ »
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #4 : 27 Апреля 2006, 13:08:10 »
                 Отчего у стервятника лысая голова.

  Когда-то давно на голове у Cтервятника был красивый хохолок. Настолько
красивый, что Cтервятник из гордости отказывался есть падаль вместе с
другими. И когда прочие птицы клевали тело погибшего оленя, кабана или какого
другого зверя, Стервятник гордо расхаживал рядом и говорил:
- Нет, друзья мои, такая пища не для меня. А вы кушайте, кушайте.
В конце концов птицам это надоело, и гордеца решили проучить. Они сговорились
с Буйволом и тот вырвал Стервятнику его хохолок, а за одно и все перья
на голове.
 Вместе с хохолком Стервятник потерял и чувство гордости. Теперь он
не гнушается есть падаль вместе с другими.



         Как появились болезни и как появились лекарства.

   Давным-давно, в незапамятные времена, звери собрались на совет.
Первым слово взял один из медведей.
   - Друзья, - начал он, - много веков мы жили в этих лесах, в этих
горах мирно и счастливо, не зная бед. Верно?
   - Верно - отозвались звери.
   - Но теперь, мы живем все хуже и хуже. А почему? В горы пришли люди.
Они вырубают леса, где жили наши предки. Они селятся вдоль рек, куда мы
ходили на водопой из поколения в поколение. Но это еще полбеды. Люди
приходят в лес с оружием и убивают нас из за шкур и мяса. Так что же
делать?
   Собрание молчало.
  - Так вот, друзья, - продолжал Медведь, - я придумал как бороться
с людьми! Нужно действовать против них таким же способом, как они
действуют против нас. Нужно сделать оружие и напасть на них!
  Звери зашумели:
  - Ура! Правильно! Только расскажи нам, как изготовить оружие и
научи им пользоваться.
  - Хорошо, сейчас мы все вместе сделаем лук со стрелами.
  Медведь выломал в лесу длинную гибкую жердь. Тут же нашелся еще
один медведь, который позволил принести себя в жертву. Из его
жил сделали и натянули тетиву. Несколько птиц отдали свои перья
для изготовления стрел. Вскоре лук был готов.
  - А теперь я покажу, как этим пользоваться - сказал Медведь.
  Он установил мишень на поляне, потом отошел на несколько шагов,
прицелился и выстрелил. Стрела улетела куда-то в лес. Медведь
достал другую стрелу и выстрелил еще раз. Опять мимо. Он стрелял
еще и еще, но всякий раз стрела пролетала далеко от мишени.
   Толпа неодобрительно загудела.
   - Я понял! - сказал Медведь, немного подумав, - мои лапы
не позволяют мне правильно держать оружие. Мешают длинные когти.
   - Так остриги! - крикнул кто-то.
   Сказано - сделано. Медведь остриг когти, натянул лук и выстрелил
еще раз. Стрела попала точно в цель.
   Собрание пришло в восторг. Медведи тут же сказали, что каждый из
них острижет когти, сделает лук и пойдет воевать против людей.
Однако поднялся их вождь, Белый Медведь, и сказал:
   - Опомнитесь! Если вы острижете когти, как вы будете добывать
пищу, лазать по деревьям, строить берлоги?
   Медведи подумали и с огорчением согласились, что Белый Медведь
прав.
   Тогда вперед выступил вождь оленей и сказал так:
   - Мы, олени, мирное племя и не желаем никого убивать. Но мы
хотим чтобы и к нам относились точно так же. Пускай отныне охотник,
повстречавший оленя, сперва спросит, можно ли его убить. Если
олень согласится, то ничего страшного. А если человек убъет оленя
без разрешения, тогда я знаю что делать. Когда охотник несет свою
жертву домой, за ним остается дорожка из капелек крови. Пускай
другой олень найдет охотника по этому следу и ночью войдет в
его дом. Пускай олень наложит заклятие на человека и тот заболеет
ревматизмом.
   - Правильно, - закричали звери, - пускай люди болеют.
   Тут же нашлись и другие животные, которые согласились разносить
болезни. Кто-то вызвался заражать людей гриппом, кто-то бешенством,
кто-то малярией. Не остались в стороне и жабы со змеями.
   - Пускай от нашего вида у человека портится аппетит - закричали
они, - пусть он страдает от неправильного пищеварения.
   Словом, все собрание пришло в неописуемый восторг от предложения
Оленя.
   Вдруг слово взял Бурундук, молчавший до сих пор, и сказал:
   - То что вы собираетесь сделать - просто звериная дикость! Человек
приносит пользу. Он засевает поля пшеницей и кукурузой. И теперь
нам, бурундукам, не нужно заботиться о пище, как раньше. Достаточно
просто прийти на поле. Поэтому звери должны любить человека и
помогать ему.
   Выступление Бурундука вызвало такой гнев, что все собрание бросилось
на него, желая разорвать на куски. Бедняга едва унес ноги. По сей
день на его спине видны белые полосы - след чьих-то когтей.

   С тех пор люди стали болеть. Эпидемии уносили столько жизней,
что человеческое население начало уменьшаться и могло бы исчезнуть
совсем. Но, к счастью, за людей заступились растения. "Пусть каждое
дерево, каждый цветок, каждая травинка содержит лекарство от
какой-нибудь болезни" - решили они. С тех пор все растения стали
целебными. И даже если какое-то из них не используется для лечения,
это потому, что люди не знают как его применять.



Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Гриф

  • Регулярный участник форума
  • Участник форума
  • Сообщений: 418
    • Гнездо Грифа
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #5 : 13 Июня 2006, 10:36:20 »
Любопытно, где в США находятся те самые "черокские земли", сфотографированные писателем. Джорджия? Теннесси? Какая-то из Каролин? Вирджиния? Понятно только, что это не Cherokee Nation в Оклахоме. :)

А оригиналы сказок публиковались в "Мифах чероки" Муни. Книга есть в сети.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #6 : 13 Июня 2006, 10:53:27 »
Вроде речь шла о Каролине (в другом письме), хотя не уверен.
А насчёт оригиналов в Сети - так наверное оттуда их и слямзили для туристической брошюрки, и впаривали туристам. Писатель просто по честному купил и перевёл тексты, ни на что не претендуя. Он думал, что нашёл что-то редкое и интересное, и предложил поделиться этим на форуме ПА, а ему там никто не ответил...
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #7 : 13 Июня 2006, 11:08:05 »
Вот чуть не забыл, он ещё перевод прислал:

Джон Г. Барнетт
Перевел с английского Юрий Шимановский.

                            Изгнание Чероки


  Рассказ именинника, Джона Г. Барнетта, бывшего рядового 2-го полка,
2-й бригады горной пехоты армии США, принимавшего участие в кампании
под командованием капитана Абрама Мак-Клиллана по изгнанию индейцев племени
Чероки в 1838-1839 гг. 

  Дети мои! Сегодня мой день рожденья, 11 декабря 1890 года. Мне исполнилось
восемдесят лет. Родился я в Кингс Айрон Воркс, графство Салливан, Теннесси
11 декабря 1810 года. Я вырос и возмужал в диких лесах, где охотился
на оленя, кабана, волка или рыбачил в Бобровом Ручье. Бывало так, что
целые недели я проводил в глуши девственных лесов, не имея более никаких
товарищей кроме ружья, охотничьего ножа и маленького топорика, который
я носил на поясе.
  Во время этих продолжительных охотничьих экспедиций я встречал много людей
из племени Чероки, с которыми подружился. Рука об руку я охотился с ними
днем, а ночью спал у огня их очагов. Я научился разговаривать на их языке,
узнал науку разгадывания следов, установки капканов и силков.
  Один раз я нашел в лесу раненного мододого индейца, который был подстрелен
какими-то бродягами. Ему удалось убежать от погони и спрятаться в расщелине
скалы. Бедняга так ослабел от потери крови что не мог самостоятельно
передвигаться и уже умирал от жажды. Я перетащил его к ручью, перевязал
рану. Построил шалаш из веток и коры, которые в изобилии имелись на сухом
каштановом дереве поблизости. Долгое время я заботился об этом человеке,
кормил его каштанами и жаренной олениной.
  Когда он поправился настолько, что смог ходить, я сопроводил его до
дома в индейской деревне и оставался там так долго, что меня успели
зачислить в пропавшие без вести. За это время я стал истинным виртуозом
в стрельбе из ружья и лука, искусным звероловом.
  Изгнание Чероки с их земли застало меня в 1838 году рядовым срочной службы
американской армии, когда я был совсем еще молодым человеком. Будучи знаком
со многими индейцами и свободно говоря на из языке, я был направлен
переводчиком в Страну Дымящихся Гор в мае 1838, где стал свидетелем
одного из самых жутких событий в истории американских войн.
  Беззащитных людей выволакивали из их домов и штыками загоняли на сборные
пункты. На моих глазах октябрьским утром, под ледяным дождем их как стадо
овец погрузили в шестьсот сорок пять фургонов и отправили на запад.
  Никогда мне не забыть горе и ужас того утра. Вождь - христианин Джон
Росс прочел молитву, и когда по сигналу горна обоз тронулся, люди привстав
прощались со своими домами, зная что покидают их навсегда. Многие из этих
несчастных не имели ни одеял ни теплой одежды ни даже обуви на
ногах. Такими их выгнали из домов.
  Семнадцатого ноября мы попали в бурю с градом и мокрым снегом при
минусовой температуре, и до самого окончания нашего путешествия в 26-го
марта 1839 г., условия существования индейцев были просто кошмарными.
Им приходилось спать в фургонах или прямо на земле без огня. Дорога
в изгнание стала для них дорогой смерти. Я помню, как только в одну
ночь двадцать два человека погибло от пневмонии, усталости, унижения.
Среди них была и жена вождя Росса, настоящая красавица. Эта благородная
женщина отдала свое единственное одеяло больному ребенку и осталась
под дождем на ледяном ветру безо всякой защиты. Через несколько
часов она умерла от воспаления легких.
  Я совершил длинное путешествие вместе с чероки и сделал все, что может
сделать простой солдат, чтобы помочь им. Стоя на посту я неоднократно
оставался в одной рубашке, в надежде что мой плащ спасет жизнь кому-нибудь
из этих несчастных. Я стоял на посту и в ту ночь, когда умерла миссис
Росс. Сдав пост в полночь я не ушел спать, а оставался у фургона вождя.
На рассвете капитан Мак-Клиллан отправил меня помогать на ее (и не
только ее) похоронах. Тело погребли в неглубокой могиле и обоз двинулся
дальше.
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #8 : 13 Июня 2006, 11:09:46 »
  Будучи молодым человеком, я, конечно, не избегал контактов с индейскими
девушками. Многие из них пели для меня свои горные песни. Немало из них в
свое время побывало и под моим одеялом. Но все было искренне. За время моего
близкого общения с народом Чероки, с октября 1829 и до марта 1839, я
не встретил ни одной проститутки.
  Один раз у меня вышла стычка с сослуживцем, жестоким человеком по имени
Бен Мак-Донал. Случилось так, что прямо у меня на глазах он избил кнутом
дряхлого старика, загоняя его в фургон. Вид этого бедняги, почти
слепого, извивающегося под ударами хлыста, переполнил чашу моего терпения.
Я попытался остановить Мак-Донала, но это перешло в личную ссору и он
хлестнул меня прямо по лицу, глубоко располосовав щеку. И я не
сдержался. Маленький топорик по-прежнему висел у меня на поясе. Вскоре
Мак-Донала уволокли с места событий.
  Я попал под арест. Но младший лейтенант Генри Буллок и рядовой
Илканайя Миллард, бывшие свидетелями драки рассказали капитану
Мак-Клиллану, как все случилось, и до суда дело не дошло. Много лет
спустя в Бристоле я повстречал лейтенанта Рили и младшего лейтенанта
Буллока. Тот шутя напомнил, что дело против меня так и не закончено и
поинтересовался, долго ли я намерен оттягивать судебное разбирательство.
Мак-Донал, насколько я знаю, выздоровел и еще в 1851 году работал
речным матросом где-то в Мемфисе, Теннесси.
  Длинное, полное горя путешествие на Запад закончилось 26-го марта
1839 года, оставив на по пути четыре тысячи безымянных могил, вереница
которых протянулась от подножия Дымящихся Гор до так называемых западных
индейских территорий. 
    А причиной всех бедствий племени Чероки стала обычная человеческая
алчность. Начиная с Фердинанда Десото, совершившего в 1540 году потешествие
по индейским землям, стало доброй традицией искать золото в Стране Дымящихся
Гор. Надо прзнать, традиция эта имела объяснение. Еще в 1829 году,
в Ичате на рождественском карнавале я видел индеанок с украшениями,
похожими на золотые. В 1828 году индейский мальчик продал золотой
самородок белому торговцу. И этот кусочек металла стал приговором
всему народу Чероки. В короткое время страна была перевернута
кверху дном вооруженными отрядами, утверждавшими, что они -
правительственные чиновники, прибывшие позаботиться об индейцах.
Творимые ими злодейства просто растоптали всякое понятие о цивилизованных
людях. Землю забирали, дома жгли, а людей расстреливали.
  Вождь Яналуска был лично знаком с президентом Эндрю Джексоном. Вместе
с отрядом из пятисот отборных воинов - чероки он помог Джексону
выиграть сражение у Лошадиной Подковы, потеряв тридцать три человека
убитыми. В тот день Яналуска самолично проломил череп воину из враждебного
племени Криков, когда тот совсем уже собирался убить будущего президента.
  Вождь Росс послал Яналуску в Белый Дом просить защиты. Но Джексон был
безразличен и холоден к отважному сыну лесов, кто спас ему жизнь. Выслушав
просьбу он бросил: "Аудиенция закончена, сэр. Ничего не могу для вас сделать".
Судьба народа Чероки была решена. Вашингтон объявил, что индейцы должны
быть переселены на Запад, а их земли передаются белым. В мае 1838 года
четыре тысячи солдат и три тысячи добровольцев под командованием
генерала Винфилда Скотта вторглись в индейскую страну и вписали самую
черную страницу в американскую историю.
  Мужчин, работающих в полях, арестовывали и гнали на сборные пункты.
Женщин выталкивали из домов. А они в большинстве даже не понимали
языка, на котором говорили солдаты. Детей отнимали у родителей и
собирали в отдельных загончиках, где земля вместо подушки, а небо вместо
одеяла. Стариков и немощных гнали штыками.
  В одном доме случилось горе. Умер ребенок. Мертвый малыш лежал на
медведвежьих шкурах и женщины готовоили его к погребению. В этот момент всех
арестовали и выгнали на улицу. Я так и не знаю, кто похоронил тело.
  В другом доме жила одинокая мать, вдова с тремя детьми. Один - совсем
еще младенец. Когда за ней пришли, она прочла молитву на своем языке,
попрощалась со старым верным псом, привязала младенца за спиной, двоих
других детей взяла за руки и отправилась в изгнание. Но испытание оказалось
не по силам. У нее случился сердечный приступ и она упала в реку вместе
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #9 : 13 Июня 2006, 11:12:57 »
с младенцем за спиной и двумя другими детишками, продолжавшими цепляться
за ее руки.
  Этот случай произошел на глазах вождя Яналуски, спасшего жизнь президенту
Джексону. Слезы текли по его щекам, когда он обратил лицо к небу и промолвил:
"Господи, если бы в сражении у Лошадиной Подковы я знал то, что знаю
теперь, история Америки пошла бы другим путем."
  Сегодня, в 1890-м году, эти события все еще слишком свежи и молодые люди
могли бы понять весь ужас злодеяния, совершенного против беззащитного
народа. Но факты уже надежно скрыты от молодежи. Современные школьники
даже не знают что живут на земле людей, штыками выгнанных на чужбину
для удовлетворения жажды золота.
  Будущие поколения прочтут и заклемят позором это преступление. Но я
надеюсь, они не осудят простых солдат, вроде меня. У нас не было выбора,
как и у тех четырех чероки, которых генерал Скотт заставил убить одного
из вождей вместе с его детьми.
  Спустя двадцать пять лет после описанных событий мне посчастливилось
встретить большую группу чероки в военной форме в составе армии южан
под командованием полковника Томаса. Они стояли в Золликоффере и я,
конечно, отправился проведать их. Большинство из них во время перселения
были еще детьми, но они тотчас же узнали во мне "доброго солдата".
Свободно разговаривая на их языке, я провел с ними незабываемый день.
Я узнал, что вождь Джон Росс до сих пор руководит своим племенем.
Как знать, быть может он жив и теперь. Это благородный человек, хлебнувший
немало горя. Eго арестовывали, бросали в грязную тюрьму, но сломить не
смогли.
   Его жена пожертвовала собой, спасая больную девочку. Англо-саксы должны
бы воздвигнуть монумент во славу ее самопожертвования. Девочка тогда
поправилась, а сама миссис Росс спит в безымянной могиле за сотни миль от
родного дома.
  Когда генерал Скотт оккупировал индейскую страну, многим чероки удалось
сбежать далеко горы и скрыться в пещерах. Избежав участи многих
других, они и по сей день там. Неоднократно я собирался посетить вновь
Страну Дымяшихся Гор чтобы разыскать их, но по разным причинам этот
замысел приходилось откладывать, а теперь я уже слишком дряхл для
такого путешествия. Годы летят стремительно, и старость незаметно одолела
меня.
  Я могу поклясться, что ни ружье мое ни нож не пролили ни капли крови
народа Чероки. Я могу поклясться также, что сделал все, что мог сделать
простой солдат, когда они нуждались в помощи и защите. И спустя двадцать
пять лет я еще жил в их памяти как "добрый солдат".
  Однако убийство есть убийство, независимо от того, совершается ли
оно бандитом под покровом ночи или людьми в униформе, марширующими под
музыку военного оркестра. Убийство есть убийство, и кто-то должен ответить.
Кто-то должен объяснить потоки крови, затопившие идндейскую страну летом
1838 года. Кто-то должен объяснить четыре тысячи могил, протянувшихся
вдоль тропы изгнания Чероки. Я хотел бы забыть, но до последнего
дня так и будут двигаться перед моими глазами те шестьсот сорок пять фургонов
с их кошмарным "грузом". Пусть историк будущего расскажет о слезах и ужасе
тех дней. И да воздаст Высший Судия каждому по делам его.
  На этом, дети мои, я и заканчиваю свой рассказ, подготовленный ко дню
рождения. Сегодня 11-е декабря 1890 года.

                                  * * *

                             От переводчика.

     Этот рассказ трудно комментировать. Он, собственно, и не нуждается
в комментариях. Жаль, что Высший Судия так и не прочел воспоминаний
рядового Джона Барнетта, и подобным историям свойственно повторяться.
  Дальнейшая же судьба героев этого рассказа сложилась так:

  Верховный вождь Джон Росс в самом конце гражданской войны попал в плен
к северянам и умер в Филадельфии, в 1866 году. Это был необычайно
образованный, интеллигентный человек, мечтавший создать справедливое
и демократическое государство Чероки. В годы его правления, с 1828 г,
В Стране Дымящихся Гор издавалась газета "Феникс Чероки", которая имела
англоязычную версию и была известна даже в Европе.
  В 1999 году на могиле Джона Росса была установлена бронзовая плита с
надписью "В память о тех, кто пережил изгнание".

  Вождь Яналуска (правильное его имя Тсунулахунски) как и Росс похоронил
жену во время переселения. Сумел вернуться на родину и умер в 1868 году
в возрасте ста с лишним лет. В его честь названа горная вешина и озеро в
Северной Каролине.

  Полковник Уильям Томас. Один из командиров армии южан. Верный друг
вождя Яналуски. После войны стал сенатором. На собственные деньги
он выкупил значительную часть индейских земель и, пользуясь правом
частной собственности, способствовал частичному переселению индейцев
обратно. Сами они не имели права возвращаться. А "западные индейские
территории" принадлежали индейцам до тех пор, пока там не нашли нефть.
Случилось это в начале двадцатого века. После этого земли были отобраны
и преобразованы в штат Оклахома.

  Джон Барнетт, автор рассказа, скончался в возрасте восьмидесяти двух
лет 21-го января 1893 г.


Юрий Шимановский.
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Гриф

  • Регулярный участник форума
  • Участник форума
  • Сообщений: 418
    • Гнездо Грифа
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #10 : 13 Июня 2006, 13:31:05 »
Комментарии комментариев:

Цитировать
Верховный вождь Джон Росс в самом конце гражданской войны попал в плен к северянам

Ну, не попал, а позволил себя забрать и тихо отъехал в Филадельфию. Там он, разумеется, позиционировал себя не как военнопленный, а как вождь чероки в изгнании (сторонники конфедератов в Гражданской войне его не признавали, считая вождем Стэнда Уэйти). Насчет интеллигентности и демократичности тоже можно поспорить. :)

Цитировать
способствовал частичному переселению индейцев
обратно. Сами они не имели права возвращаться.


А кое-кто из них вообще никуда не уезжал, как те латыши в анекдоте. Были, конечно, те, кто уехал и вернулся с полдороги. Однако ядром Восточного Рода стала община, которая с самого начала никуда не собиралась (Томас выговорил для нее это право). В 1842 г. ее признали власти Северной Каролины. К слову, такой антииндейской истерии, как в Джорджии, там и не было.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #11 : 13 Июня 2006, 13:51:42 »
А больше я про чероки ни черта не знаю.
За исключением того, что они в 2002-м году чуть не приехали  в Екатеринбург, да и то, говорят, понарошку ;)
Но если вдруг кто-то что-то интересное дрпишет, так никто не против. Народ у нас всё больше тёмный и малограмотный. ;D
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Гриф

  • Регулярный участник форума
  • Участник форума
  • Сообщений: 418
    • Гнездо Грифа
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #12 : 13 Июня 2006, 13:58:30 »
Ну, допустим, азбука Секвойи является первой системой письма, которую создал один человек. Толкин с его самопальными алфавитами был сильно так попозже.

Хотя... "Чероки Феникс" на национальном, английском и эльфийском... Не. Все равно не пойдет.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #13 : 13 Июня 2006, 17:39:13 »
Ну кто же не знает старика Крупского (Секвойю), который изобрёл способ написания некоторых слогов и слов, состоящих не более чем из трёх букв, благодаря чему некоторые слова теперь можно писать одной буквой! ;D
А по-поводу первым изобрёл - это, допустим, недоговаривание фактов, мягко говоря...Достаточно вспомнить Месропа Маштоца, создавшего армянскую письменность аж в 5-ом веке нашей эры и притом совершенно самостоятельно!
А если вернуться в Америку, то здесь коварно всплывает в памяти имя Эванса, создавшего, опять-таки совершенно единолично, слоговое письмо для языка кри. И т.д. и т.п. Так что с фактами надо бы поосторожнее...
Лучше всего с фактами поступать как партайгеноссе Гоблин: "История превратилась в легенду, легенда - в фарс...А потом и анекдотов насочиняли" ;D
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Гриф

  • Регулярный участник форума
  • Участник форума
  • Сообщений: 418
    • Гнездо Грифа
Re: Сказки Чероки.
« Ответ #14 : 13 Июня 2006, 22:20:18 »
Цитировать
армянскую письменность


Это была цитата из проекта GALILEO - Southeastern Native American Documents, 1730-1842.

Цитировать
The Cherokee syllabary, created by Sequoyah from 1809-1821, is the only writing system ever invented by a single individual.

Про армян там не вспомнили - то ли по незнанию, то ли по нежеланию. Хотя их (не армян), в принципе, понять можно. Где там они были, когда армяне свою письменность изобретали?

А Эванс был опять-таки малость попозже, к тому же, в отличие от Георга нашего Гуеса (нравится мне эта транскрипция из словаря Брокгауза!) являлся все-таки телом инородным.