Автор Тема: Про войну.  (Прочитано 9079 раз)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Про войну.
« : 17 Июля 2008, 16:52:39 »
Опять не знал, куда положить, пришлось тему делать. То ли сказка, то ли быль от Чальза Александра Истмэна. Мне очень понравилась. И познавательна, и история хороша.

Безумство Лысого Орла.

    «Это было много лет назад, я был еще ребенком», - начал Белый Призрак, старый вождь янктонов, - «Тогда наши люди сошлись в отчаянной битве с арикара и манданами. Повод для битвы был необычный… Я расскажу об этом». И он отложил свою трубку с длинным чубуком, намереваясь продолжить.
    «Янктонов тогда было чуть более сорока семей. Другие сиу называли нас Шункикохека, Домашние Собаки, потому что у нас было множество этих животных. Мой отец был вождем.
Наше излюбленное место зимовки располагалось в лесистой местности у истоков Великой Реки (Миссури). Там мы встретили Черноногих Сиу (Sihasapa). Они пришли на осеннюю охоту. На другом берегу реки была постоянная деревня арикара и манданов. Их дома сделаны из грязи и частично врыты в землю. Веками они занимались земледелием, и мы привыкли покупать у них зерно, бобы и тыквы. Время от времени мы заключали с ними мирные договоры. У каждой семьи арикара была одна или две лодки из бизоньих шкур. Их лодки не такие, как у сиу, не круглые, они были две или три шкуры в длину. Они переправились на лодках и привезли с собой много сушеных бобов и овощей, чтобы выменять их на свежее мясо. 
    Это была хорошая встреча, время общего празднования и гостеприимства. Наши юноши ухаживали за девушками арикара, а их храбрецы – за нашими девушками. Пожилые занимались торговлей. Весь день по реке сновали лодки, а на отмелях звенел смех молодежи. .
    У младшего брата моего отца, Большого Хлыста, был близкий друг. После тех событий, о которых я вам расскажу, его стали звать Лысый Орел. Оба они были очень храбрыми молодыми людьми, жаждавшими славы и отличий. Когда девушки арикара вечером собрались переправляться в свою деревню, они последовали за ними.
    Большой Хлыст с другом стояли на речном берегу, один с полным колчаном стрел за спиной, а другой – с ружьем, укрытом покрывалом. Прямо перед ними переправлялись домой соседи на своих лодках из бизоньих шкур. Вождь арикара, по имени Лысый Орел, переправлялся со своей женой последним. Двое сиу смотрели на них.
Внезапно Большой Хлыст предложил:
 - Друг, давай убьем вождя! Я предлагаю тебе убить его и снять скальп.
 - Пусть будет так, как ты сказал. Я всегда был на твоей стороне. Я хочу умереть с тобой, - ответил его друг.
    Он взвел ружье и застрелил арикара. С того дня он взял себе его имя, Лысый Орел. Старик  навзничь упал в своей лодке. Его жена закричала и заплакала, одновременно выгребая против течения. Другой сиу выстрелил в нее раз или два из лука, но она продолжала грести, пока не достигла противоположного берега.
    Как только люди на обоих берегах увидели, что произошло, началось большое волнение. Было два лагеря сиу, Черноногих Сиу и наш, Янктонов. Конечно, манданы и арикара намного превосходили нас числом. Их было, должно быть, две или три тысячи, больше, чем в наших двух лагерях.
    Был один сиу, Черный Щит, родственники его жены были арикара. Он прокричал нам с другого берега Миссури:
 - Из какого лагеря был человек, убивший Лысого Орла?
 - Он был Янктоном, - ответил один из Черноногих Сиу.
 - Арикара хотят биться с ними. Вам лучше бы отойти подальше от их лагеря.
    Тогда Черноногие отодвинули свои палатки от нас примерно на милю вверх по обрыву. Янктоны остались на месте. Оба племени всегда конкурировали друг с другом в храбрости и искусстве войны, поэтому мы не стали просить наших родственников о помощи. Но ночью мы вырыли вокруг лагеря траншеи, внутреннюю для женщин и детей и внешнюю для мужчин.
    На рассвете враги во множестве переправились на наш берег. Некоторые из их женщин и стариков также пришли и расположились на обрывистом берегу, чтобы наблюдать за сражением и выносить своих погибших и раненых. Черноногие также расположились на обрыве и наблюдали. Перед самым началом битвы один из них, которого звали След Красной Собаки и чья жена была из Янктонов, сказал ей: «Если я сегодня не буду биться вместе со своим племенем, мои названные братья назовут меня трусом». С того дня его стали звать Он Вернулся.
    Сиу были хорошо вооружены луками и ружьями, их лагерь был укреплен, их цели были ясно видны. Поэтому арикара переползали очень медленно и использовали каждую возможность, чтобы убить любого сиу, кто неосторожно поднял бы голову над траншеей. И точно так же любой арикара мог быть уверен, что он умрем в тот же момент, как обнаружит себя.
    До этого времени никто не вспоминал о тех двоих, из-за которых начались неприятности. Там, на берегу, совсем рядом с тем местом, где Лысый Орел застрелил вождя арикара, было естественное углубление, укрытое зарослями бизоньих ягод.
 - Друг, - сказал Большой Хлыст, - похоже, что наши люди накажут нас за то, что мы сделали. Они имеют право на это. Для нас будет лучше спрятаться в этой вымоине до тех пор, пока они не прекратят нас искать.
Они так и сделали, просидев в укрытии всю ночь. Но, как только началось сражение, Большой Хлыст заговорил снова:
 - Друг, мы – причина того, что многие храбрецы сегодня умрут. Мы совершили это для того, чтобы показать нашу храбрость. Мы подзадоривали друг друга. Будем же теперь воинами и присоединимся к нашему народу.
    Оба разделись, взяли свое оружие и побежали по направлению к лагерю. Им предстояло пройти прямо через вражеские позиции, но им удалось проскользнуть незамеченными. Затем они оказались между двух огней. Когда они уже почти добежали до своих, они повернули и стали стрелять в арикара, постоянно уворачиваясь, в индейской манере, чтобы самим не быть пораженными. Пули и стрелы гадом сыпались на них, но они сумели достичь траншей сиу. Эти двое спасли свою репутацию храбрецов, и люди их народа никогда в открытую не порицали их за события того дня. Молодые часто совершают опрометчивые поступки, но неправильно порицать их за храбрость, чтобы не заставлять их быть трусами.
    Многие были убиты. Но арикара погибло больше. Возле полудня пошел холодный дождь. Была осень. Тетивы луков намокли, а ружья тогда были кремневые. Вы знаете, что когда кремень намокает, ружье становится бесполезным. Сражение продолжилось врукопашную.   
Арикара были деморализованы. Они потеряли многих. Женщины все время вытаскивали раненых. А с холмов за ними следили Черноногие. Арикара повернули и побежали к реке. Сиу преследовали их как бешеные волки, убивая томагавками нерасторопных и ослабевших. Многие были убиты в лодках. Некоторые лодки утонули, изорванные стрелами и выстрелами, некоторые, неся в своих бортах множество стрел, плыли через реку. Это была величайшая битва в нашей истории», - закончил старик со вздохом, в котором мешались сожаление и довольство.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #1 : 21 Июля 2008, 01:39:40 »
Одна из военных песен пасамакуоди.
Из книги Contribution to Passamaquoddy Folk-Lore.  Fewkes, J. Walter, 1890

Я встану, с томагавком в руке, я должен отомстить тем, кто принес смерть моим бедным людям.
Я встану, с палицей в руке и пойду по кровавому следу того народа, кто убил моих людей.
Я пожертвую своей жизнью и жизнями моих воинов.
Я встану с палицей в руке и пойду по следу моего врага.
Когда я поражу его, я возьму его скальп, растяну его на длинном шесте, воткну шест в землю, и мои воины много дней будут танцевать вокруг него; и тогда я буду петь мою песню победы над врагом.
« Последнее редактирование: 21 Июля 2008, 01:43:01 от Человек слева »

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Про войну.
« Ответ #2 : 22 Июля 2008, 16:23:57 »
о как.
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #3 : 23 Июля 2008, 10:07:45 »
А ты, небось, думал, что пасамакуоди только со шкурками разными к первым поселенцам в гости ходили? Нет, отнюдь вам! Они-то во какие  8)
Вообще надо им отдать должное. Одними из первых в Северной Америке столкнулись с белыми. И выжили, и до сих пор живут.
В песне зацепила фраза "пожертвую ... жизнями моих воинов" Интересно, прерийники об этом пели? У них, вроде, сохранение жизни соплеменника - одна из важнейших задач была. Не менее важной, чем убить врага.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Про войну.
« Ответ #4 : 29 Июля 2008, 17:56:47 »
Одними из первых в Северной Америке столкнулись с белыми. И выжили, и до сих пор живут.
а вот это как раз очень подозрительный факт!
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Black Wolf

  • Участник форума
  • Сообщений: 368
    • Общество Орлинного Круга
Re: Про войну.
« Ответ #5 : 11 Августа 2008, 16:45:33 »
Ну, прерийники сами о жизни говорили вот что:

"Боюсь только
умереть
стариком беззубым..."  ;D ;D ;D

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #6 : 11 Августа 2008, 16:52:31 »
Да это понятно... Смерть в бою - для всех высшая честь была. Я про то спрашивал, что было ли у прерийников в песнях обещание пожертвовать жизнями своих воинов?

Оффлайн Black Wolf

  • Участник форума
  • Сообщений: 368
    • Общество Орлинного Круга
Re: Про войну.
« Ответ #7 : 13 Августа 2008, 23:23:52 »
Хм... Вроде такого не встречал. Не припоминаю. Но черт знает что возможно...

Оффлайн hodok

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 983
  • Шайенн
    • http://video.mail.ru/mail/valera-cheyenne/
Re: Про войну.
« Ответ #8 : 25 Августа 2008, 19:12:57 »
Вождь дакота Сидящий Бык

Вождь индейских племен дакота Сидящий Бык находился в своем лагере на реке Паудер, штат Монтана, когда ему сообщили, что к Йеллоустону направляются белые солдаты.

- Что ж, придется им напомнить, - сказал Сидящий Бык, - что эта страна наша.

В лагере Сидящего Быка кроме его собственного племени хунк-папа находились еще родственные племена оглала, миниконджу, санаркс, исанти-сиу и черноногие-сиу и их союзники- шайенны.

На рассвете объединенный отряд подошел к лагерю белых.

Сидящий Бык не хотел напрасного кровопролития, он надеялся уговорить белых уйти. Но, завидев индейцев, часовые подняли тревогу, солдаты заняли оборону и открыли огонь. Сидящему Быку оставалось принять бой.

Дальнейшие события также поначалу разворачивались вопреки воле вождя.

Лукавый и честолюбивый знахарь племени еще в лагере сумел внушить молодым индейцам, что благодаря его колдовству смельчаки неуязвимы для пуль.

Теперь знахарю не терпелось показать свою силу, так сказать, в боевых условиях, и он велел индейским юношам проскакать на своих лошадях четыре круга на виду у белых, приближаясь с каждым кругом все ближе и ближе, и, только когда враг будет совсем рядом, открыть огонь.

Молодые воины готовы были пойти на безрассудный шаг, но Сидящий Бык запретил им это сделать. Если первые два круга еще были в какой-то степени безопасны, то последующие два превращали молодых воинов в живые мишени.

- Сидящий Бык трус, - жаловался знахарь. – Мы пришли сюда воевать. Кто боится, пусть уходит с поля боя.

Сидящий Бык никогда не был хвастуном. Все старики подтверждают это. Но в тот момент он должен был что-то сделать, чтоб заткнуть рот глупому знахарю и не дать ему погубить молодых воинов.

Сидящий Бык молча положил на землю свое ружье и колчан со стрелами и спокойно прошествовал к вражеской линии, где и уселся на траву в ста ярдах от стрелявших в него противников. Достал кремень, огниво, высек огонь и спокойно разжег свою трубку. А затем, повернувшись в сторону своих воинов, крикнул:

- Приглашаю любого выкурить со мной трубку!

Откликнулись на приглашение лишь четверо: два воина из племени хункпапа (один из них был племянником Сидящего Быка) и два воина из племени чейеннов. Ведь одно дело - гарцевать на лошади и другое - сидеть неподвижно под наведенными на тебя ружьями.

Трубка была выкурена по всем правилам, то есть передавалась от одного другому по кругу, слева направо, после чего Сидящий Бык выбил из трубки золу, убрал трубку в кисет, поднялся и таким же спокойным шагом направился теперь в сторону индейского лагеря.

Его спутники возвращались бегом. А один из сопровождавших его индейцев так разволновался, что забыл на траве свой колчан со стрелами. Пришлось племяннику Сидящего Быка сбегать за ними.

Сидящему Быку не было необходимости доказывать свою храбрость, но преподанный урок подействовал как нельзя лучше. На этом легенда заканчивается.

Однако не заканчивается история жизни Сидящего Быка.

Хорошо известно, что вождь и его воины обратили в бегство белых захватчиков. А еще через некоторое время, когда более крупные силы правительственных войск под командованием генерала Кастера были направлены в Монтану на "усмирение" непокорных индейцев, Сидящий Бык наголову разбил и войска хваленого генерала. Правда, после этой победы на Сидящего Быка и его соплеменников была устроена настоящая охота. Часть индейцев была уничтожена. Остальным во главе с вождем удалось прорваться с боями в Канаду. Однако канадские власти под давлением США выдали вождя дакота, а его соплеменникам приказали покинуть территорию Канады.

Вождь был арестован и убит в 1890 году, как сообщалось, "при попытке к бегству". На самом деле был просто застрелен в спину одним из белых конвоиров. Исполнилось в тот год Сидящему Быку пятьдесят три года. Около пятнадцати лет возглавлял он дакотские племена. И вошел в историю индейского народа не только как бесстрашный военачальник, но и как выдающийся поэт и прекрасный знаток народной медицины

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Про войну.
« Ответ #9 : 26 Августа 2008, 01:54:54 »
Ну, насчёт поэта, положим, при..дели...
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #10 : 26 Августа 2008, 02:03:30 »
И насчет всех дакотских племен сомнительно...

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #11 : 26 Августа 2008, 02:07:17 »
Еще одна сказка про войну. Онейда.

Девушка – воин.

В старые времена Онейда были окружены своими вековечными врагами, Минго. Они нападали на деревни Онейда, разрушали ограды, сжигали длинные дома, опустошали земли, уничтожали огороды, убивали мужчин и мальчиков, уводили женщин и девочек в плен. От минго не было спасения, потому что их было много, как песка в земле, как галечника на берегу озера.
Деревни Онейда обезлюдели, их поля не обрабатывались, чернели руины домов. Мужчины увели женщин, стариков и детей далеко в лес, спрятав их в потаенных местах, в расщелинах среди скал и бесплодных гор. Минго искали своих жертв, но безрезультатно. Сам Великий Дух помогал людям прятаться и скрывал от взглядов врагов их укрытия.
Онейда были в безопасности в неприступных убежищах, но они голодали. Еда, которую они смогли взять с собой, быстро закончилась. Они стояли перед выбором: оставаться в безопасности и голодать, или пойти на поиски пищи и быть обнаруженными врагами. Военные вожди и сашемы собрались на совет, но не могли найти решения.
Тогда вперед выступила молодая девушка и сказала, что добрые духи дали ей сон, в котором был указан путь к спасению. Ее звали Аликьюайписо, она не боялась пожертвовать жизнью ради людей.
Аликьюайписо сказала совету: «Мы прячемся на вершине отвесного утеса. Выше нас гора усыпана валунами и тяжелыми острыми камнями. Вы, воины, ждите там. Я пойду к Минго и приведу их к подножию. Там их легко уничтожить».
Вожди, сашемы и воины с удивлением слушали молодую девушку. Старейший сашем оказал ей честь, обвив ее шею нитями белого и пурпурного вампума. «Аликьюайписо, - сказал он, - Великий Дух благословил тебя, дав мудрость и отвагу. Мы, твой народ, всегда будем помнить о тебе».
Ночью, тайной тропой, девушка спустилась вниз. А утром ее, как будто заблудившуюся, обнаружили разведчики Минго. Они привели ее в разрушенную и сожженную деревню, где она когда-то жила. Там был их лагерь. Она предстала перед вождем.
- Укажи нам дорогу туда, где скрываются твои люди, - приказал он, - Если ты сделаешь это, мы примем тебя в наше племя, и ты будешь среди победителей. Если откажешься – умрешь у столба от пыток.
- Я не покажу вам дорогу, - ответила Аликьюайписо.
Минго привязали ее к обгоревшему пню и, по своей традиции, пытали огнем. Даже дикие Минго были удивлеты стойкостью, с которой девушка выносила пытки. Наконец, она сделала вид, что боль сломила ее.
- Не мучайте меня больше, - закричала она, - я покажу вам дорогу.
С наступлением следующей ночи Минго связали Аликьюайписо руки за спиной и толкнули ее вперед. «Не пытайся обмануть нас, - предупредили они, - как только мы что-то заподозрим, сразу тебя убьем». И девушка пошла вперед, окруженная по бокам двумя воинами, держащими оружие наготове. Следом беззвучно шли воины Минго. Они шли через дикие, поросшие кустарником места, по вьющимся тропам и оленьим следам, пока не пришли к подножию гранитного утеса.
- Воины Минго! – шепотом сказала девушка, - подходите ближе, собирайтесь вокруг меня. Онейда спят наверху, думая, что они в безопасности. Я покажу вам тайную тропу, ведущую наверх.
Минго сбились в плотную толпу, с девушкой посередине. И тогда она пронзительно закричала:
- Онейда! Враги здесь! Убейте их!
Минго едва хватило времени, чтобы убить ее под обрушившимися на них камнями и валунами. Спасения не было, казалось, будто сама сердитая гора обрушилась на них, сокрушая и вгоняя в землю. Там погибло так много воино Минго, что другие их отряды перестали грабить страну Онейда и ушли в свои охотничьи угодья. Они никогда больше не нападали на народ Аликьюайписо.
История о храбрости и самопожертвовании девушки была рассказана и пересказана у всех походных костров народа Онейда, она будет передаваться от деда к внуку, пока есть Онейда на этой земле.
Великая Тайна превратила волосы Аликьюайписо во вьющеесе растение, обладающее целительной силой, которое Онейда называют «бегущие волосы». А из ее останков появилась жимолось, которая до сего дня известна среди ее народа как «кровь храбрых женщин».

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Про войну.
« Ответ #12 : 26 Августа 2008, 02:15:39 »
Забыл, как звали библейскую героиню, которая пробралась в стан врага, соблазнила их царя и когда он задрых, довольный, отрезала ему голову. Очень похоже.

А мать известного военного вождя сенека Cornplanter'а тоже звали Аликьюайписо.

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4329
    • этот
Re: Про войну.
« Ответ #13 : 26 Августа 2008, 02:38:18 »
Юдифь её звали.

а из остатков безмозглой белки вырастут одуванчики, которые на хер никому не нужны. Тока говорят, что из них типа вино делают, а на самом деле это всё туфта.
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Михаил

  • Гость
Re: Про войну.
« Ответ #14 : 26 Августа 2008, 11:03:41 »
Про другую девушку-воина вспомнил:

У хопи есть качина - Не-е-е Wuhti - Девушка Воин. По одной из версий это мужчина, переодетый в женщину. По другой - девушка-воин. Изображают ее обязательнос прической наполовину мужской, наполовину женской. В легенде селения Ораиби говориться, что это молодая девушка, которую враги, напавшие на деревню, застали в тот момент, когда она одевалась, а мать укладывала ее волосы. Она бросила причесываться, взяла оружие, объединила людей и победила врага.
Согласно другой легенде молодой человек поменялся с девушкой одеждами в кукурузном поле. Он успел уложить в прическу только часть волос, другая свободно спадала и штаны все еще оставались под женским платьем, в то время когда напал враг. Схватив оружие, он сражался до тех пор пока не пришла подмога.
Но в любом случае это качина-воин и во время церемонии Pachavu она возглавляет группу отважных воинов. Поскольку она очень сильная и отважная за ней приглядывают другие качина-охранники чтобы вовремя умерить ее пыл.