Автор Тема: Сны силы (оджибве и др.)  (Прочитано 7393 раз)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Сны силы (оджибве и др.)
« : 21 Сентября 2007, 19:10:02 »
Лево вставлять столько текста в "Колдунство", потому отдельно.

Индейские сны силы из "Китчи-Гами" Й.Коля
(рисунки не ставлю)

Сон Маленького Ворона (Кагагенс).

Я был мальчиком таким высоким, что когда я стоял, а мой отец сидел на циновке, мы были с ним одного роста. Была осень – время сбора урожая. Мы все отправились собирать маномин, или дикий рис.
Однажды, когда все мы трудились, очищая рис и наполняя им наши каноэ, я услышал вдалеке ружейные выстрелы. Эти выстрелы раздавались из нашей деревни, и из соседней деревни ответили на них. Это были траурные выстрелы, которые слышаться от деревни к деревне, когда кто-нибудь умирает.
Услышав эти выстрелы, я тут же перестал работать, помрачнел и погрустнел, потому что тут же в уме моем пронеслась мысль о том, что моя мать умерла. Вскоре появились вестники горя, спешившие к озеру, где мы собирали урожай, и принесли нам печальное известие о том, что моя мать умерла. Мы похоронили ее со множеством вздохов. Я, однако, хотел выплакать свое горе один и желал уйти в лес. Но мой отец, дядя и сестры не отпустили бы меня, и внимательно следили за мной, заметив мою подавленность и тревогу.
Однако, однажды моего отца и дядю пригласили покурить. Тогда я убежал от своих сестер и побежал в лес как можно дальше и быстрее. Оказавшись довольно далеко от деревни, я начал громко плакать и звать свою мать. Плача, я убегал все дальше и дальше. Наконец я взобрался на высокое дерево, где выплакался и, устав от боли и бега, остался висеть на ветвях.
Вдруг я услышал возле себя голос и заметил черную фигуру, парившую надо мной. «Кто ты? Почему ты плачешь?» – спросила меня фигура.
«Я индейский мальчик», – ответил я. – «Я плачу о своей матери».
«Пойдем, следуй за мной», – сказала черная фигура и взяла меня за руку. Она пошла со мной по воздуху, перешагнув на следующее дерево. Это была белая ель. Когда мы остановились на макушке этого качающегося дерева, оно задрожало и согнулось, и я испугался, что оно сломается под нами. «Не бойся», – сказала незнакомка, – «ступай твердо. Дерево выдержит нас». Затем она вытянула вторую ногу, и со вторым шагом мы достигли вершины самой высокой березы. Это дерево тоже сильно качалось и согнулось, и я подумал, что мы свалимся с него. «Не бойся», – снова сказала моя черная спутница, – «ступай твердо. Дерево выдержит». И мы снова шагнули, и с третьим шагом подошли к основанию большой горы. Но то, что показалось мне тремя шагами, в действительности было тремя днями: ночами мы отдыхали на верхушках деревьев, и позади нас простирались уже многие леса и прерии.
Когда мы взошли на вершину горы, она сказала мне: «Ты знаешь эту гору?», и когда я сказал, что не знаю, ответила: «Это гора Оленьего Сердца». Она взмахнула рукой. Гора открылась, и мы увидели сквозь длинное узкое ущелье ярко сияющий на другом конце свет. Мы прошли сквозь трещину в скале. Моя черная проводница скользила рядом впереди меня. На другом конце мы вошли в солнечный свет. В центре света находился дом.
«Войди туда», – сказала черная женщина.
Дверь открылась, и я вошел внутрь, а моя спутница осталась снаружи. Я увидел внутри сверхъестественный свет и закрыл глаза своим плащом. Я дрожал от страха и надежды. Наконец человек, который сидел в глубине комнаты, заговорил:
«Кагагенс, так как я увидел, что ты опечален смертью матери, я послал за тобой. Добро пожаловать. Подойди ближе. Посмотри вокруг. Теперь ты можешь увидеть, как я живу».
Немного привыкнув к свету, я огляделся. Сначала я не увидел ничего, кроме лампы, висевшей в середине хижины, которая испускала чрезвычайно яркий свет. Это была Лампа Солнца. Позади сидело само Солнце и продолжало:
«Посмотри вниз!» Я посмотрел вниз через отверстие в полу и увидел под нами землю, деревья и леса, горы, воду Большого Моря и всю землю. «Теперь посмотри вверх!» – сказал голос. Я посмотрел вверх через отверстие в крыше и увидел над собой весь небосвод и звезды так близко, что мог достать их.
И снова, после того, как я посмотрел вверх и вниз, голос Солнца произнес: «Теперь посмотри прямо. Что ты видишь? Знаешь ты его?»
Я был в ужасе, я увидел свой собственный образ. «Видишь», – сказало Солнце, – «ты всегда подле меня. Я вижу тебя каждый день и слежу за тобой. Я смотрю на тебя и знаю, что ты делаешь, болен ты или здоров. Потому ободрись. Теперь посмотри направо и налево. Ты знаешь четырех людей, окружающих тебя? Они – дар, который я, великий источник жизни, даю тебе. Эти четверо – для тебя. Они произойдут от тебя. Это твои четверо сыновей. Твоя семья преумножится. А ты сам будешь жить долго, и твои волосы станут по цвету такими же, как мои. Посмотри на них». Я посмотрел на белые волосы Духа Солнца. Они сияли словно серебро, и чувство радости наполнило меня оттого, что у меня будет такая долгая и счастливая жизнь.
«В напоминание твоего визита ко мне», – продолжало солнце, – «в качестве доброго знака я даю тебе эту птицу, которая парит высоко над нами, и этого белого медведя с медным ошейником».
После этого Солнце отпустило меня, сказав, что женщина, посланная за мной с приглашением, ждет меня и проводит меня обратно. Те же два подарка, что я получил – белого медведя и орла – с тех пор были моими духами-хранителями.
«Ты в самом деле принес с собой домой такие дары с неба, или из лесу?» – спросил я Petit Corbeau.
«Это не так», – ответил он.
«В индейских снах», – объяснил мне мой переводчик, – «подарки, которые делает дух, необязательно действительно уносят с собой. Подарок – скорее духовный дар. Им дается представление или образ вещи, и затем они получают позволение использовать их, как хотят. Так, в последние годы Кагагенс поймал множество молодых орлов, которых выкормил и в память о своем сне снова освободил. Он также использовал белого медведя с медным ошейником в качестве своей эмблемы, и сотню раз вырезал его на своих трубках или вышивал на одеялах, или вырезал из куска дерева, который носит в своей медицинской сумке».
Кагагенс: Когда мы снова спускались на землю, высота показалась мне огромной. Теперь она оказалась куда выше, чем когда мы забирались наверх. Одна высокая сосна стояла над другой. Мы спускались вниз всю ночь. И когда, наконец, рано утром достигли земли, одна половина диска солнца поднялась над горизонтом. Все еще в сумерках мы заметили, стоя на последней ели, пробежавшую мимо черную собаку. «Это ты отдашь мне», – сказала мне моя спутница, увидев ее, – «следующей весной принеси эту собаку мне в жертву». Я пообещал ей это, и, спустив меня с ели, она продолжила: «Четыре человека придут искать тебя, но ты не дай им схватить себя голыми руками. Если на их руках будут липовые листья, и они возьмут тебя ими, то хорошо – иди за ними. Прощай, Кагагенс».
Тут я услышал под собой голоса. Один сказал: «Я иду сюда», а другой: «А я поищу его там». Но я чувствовал такую слабость, что не мог повернуться, чтобы увидеть, кто это может быть. Внезапно я услышал крик и восклицания: «Что это там на дереве? Человек? Да, да – это он! Идите сюда сестры, мы нашли его!» Это были четыре мои сестры, которые пошли меня искать, после того, как я убежал из дома, чтобы оплакать смерть матери. «Но постойте», – сказали они дальше, – «он крепко спит. Не трогайте его голыми руками. Нарвите листьев липы, покройте ими пальцы, прежде чем снять его».
Они сделали это и отнесли меня домой, положили на кровать и дали мне поесть. Но я был так слаб и болен, что не мог ничего есть три дня. Но затем я начал постепенно есть как остальные, и жил среди людей, но часто думал о своем сне и путешествии к Солнцу. Все, что тогда было обещано мне, исполнилось. Я женился и вырастил четырех сыновей, и мои волосы стали белыми, как серебряные волосы Духа Солнца. Мне теперь сто лет.
Поскольку я удивился, что он не упомянул больше о своей матери, то спросил Кагагенса: «Ты еще видел во сне свою мать?» «Да», – ответил он, – «каждую осень, во время сбора риса я вижу ее во сне, я вижу, что иду по тропе умерших и вижу ее и говорю с ней. Но, кроме того периода, когда я услышал выстрелы, напугавшие меня, я никогда не вижу ее во сне».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #1 : 21 Сентября 2007, 19:14:26 »
Сон Светящегося Облака

«Китчи-Маниту», – начал старик после очередной паузы, – «прислал нам наших Мидэ с востока, и его пророки установили в качестве закона то, что мы должны уводить своих детей в лес, как только они достигают совершеннолетия, и показать им, как им следует поститься, и направить их мысли к высшему. И в награду нам было обещано, что им будет ниспослан сон, как откровение их судьбы – подтверждение их призвания – посвящение и служение Божеству и вечное напоминание, и добрый знак на их жизненном пути.

Я помню, как мой дед, когда я был наполовину взрослым мальчиком, часто говорил моему отцу зимой: «Следующей весной придет нам время отвести мальчика в лес и оставить его поститься». Но ничего не вышло той весной. А когда пришла следующая весна, мой дед отвел меня в сторону и сказал: «Пора мне отвести тебя в лес, чтобы ты постился, и твой ум мог укрепиться, укрепляя твое здоровье, и чтобы ты смог познать свое будущее и свое призвание»...

Я мог бы добавить здесь еще одно замечание о том, что если вся это операция по видению снов прерывается ночным кошмаром, или дурным сном, она признается невозможной в течение этой весны. Оджибвеи разделили сны на несколько классов и каждому дали особое название. Прекрасный епископ Барага в своем словаре этого языка собрал индейские названия для плохого сна, нечистого сна, зловещего сна, а также для доброго, или счастливого сна.

Я не стану добавлять сюда индейские названия, так как они были бы совершенно бесполезны для моих читателей. Но сам по себе факт может быть интересным. Однако мой словарь, по заверению его составителя, ни коим образом не исчерпал все классы снов.

Мальчиков предупреждают, как только они увидят кошмар, или плохой сон, сразу же оставить все дело, спуститься с дерева, вернуться домой и затем пытаться снова и снова, пока не придет правильный сон. Но я не смог установить, как они начинают отличать хороший сон от дурного.


Облако: «Когда подошла весна следующего года, мой дедушка сказал, хотя в лесу все еще лежало много льда и снега, что мне снова пора отправляться поститься и попытать свой сон. Однако, поскольку я был смущен своим поражением в прошлом году и решил завершить дело сейчас, то попросил его позволить мне пойти одному, так как я знал, что нужно делать, и что не собираюсь возвращаться, пока ко мне не придет правильный сон. Я уже выбрал в лесу известное мне место, где собирался построить ложе. Оно находилось на маленьком острове, покрытом деревьями, посреди лесного озера. Я описал место своим друзьям, чтобы они могли прийти на поиски, если что-то случиться со мной, и ушел»...

Я: «Почему ты выбрал именно это место?»

Облако: «Потому что я знал, что один из моих родственников и друзей лежал на своем ложе сна в том же месте».

Я: «Значит, ты собирался общаться со своим другом в течение поста?»

Облако: «Не так. Так как он находился на некотором расстоянии от меня – в двух или трех милях. И хотя я не мог видеть и слышать своего друга, и мне не разрешалось говорить с ним, мне казалось утешением знать, что он находится рядом и занят тем же делом, которому я собирался посвятить себя.
На моем озере все еще лежал лед, и я перешел на остров по нему. Я приготовил ложе, как и в первый раз на высокой красной сосне и улегся на ветки и мох.
Первые три или четыре дня поста были для меня такими же ужасными, как и в первый раз, я не мог спать по ночам от голода и жажды. Но я преодолел это и на пятый день больше не чувствовал неудобства. Я впал в полусонное и полупарализованное состояние и уснул. Но спало только мое тело. Моя душа была свободна и пробуждена.(131)

131 «Но только именно мое тело спало. Мой разум был свободен и наблюдал». Это точные слова моего переводчика.

Первые ночи мне ничто не являлось. Все было тихо. Но на восьмую ночь я услышал шелест и покачивание в ветвях. Словно грузный медведь, или олень продирались сквозь кустарник и лес. Я очень испугался. Я подумал, что их слишком много и приготовился к бегству. Но человек, который приближался ко мне, кто бы он ни был, читал мои мысли и увидел мой страх на расстоянии. Потому он подходил ко мне все мягче и мягче и уселся, довольно бесшумно, на ветвях над моей головой. Затем он заговорил со мной и спросил: «Ты напуган, сын мой?» «Нет», – ответил я. – «Я больше не боюсь». «Зачем ты на этом дереве?» «Чтобы поститься». «Зачем ты постишься?» «Чтобы обрести силу и познать свою жизнь». «Это хорошо. Потому что это прекрасно согласуется с тем, что сделано ради тебя в другом месте, и с тем посланием, которое я принес тебе. Этой самой ночью держался совет о тебе и твоем благополучии. И я пришел сказать тебе, что решение самое благоприятное. Мне приказано пригласить тебя, чтобы ты смог увидеть и услышать это сам. Следуй за мной».

Я: «Дух сказал тебе это вслух?»

Облако: «Нет, это был не обычный разговор, так же я не думаю, что он говорил вслух. Мы смотрели в сердца друг друга, и понимали безмолвные мысли и чувства. Когда он приказал мне следовать за собой, я поднялся со своего ложа легко и, по-моему, подобно тому, как дух встает из могилы, и последовал за ним по воздуху.
Дух плыл передо мной на восток, и хотя мы двигались по воздуху, я ступал так же твердо, как если бы мы находились на земле, и мне казалось, что мы восходим на высокую гору, все выше и выше на восток.
Когда мы, после долгого путешествия, добрались до места совета, я увидел, что там построен вигвам, в который мы и вошли. Сначала я не увидел ничего кроме большого белого камня, который лежал посреди хижины. Но, посмотрев внимательно, я увидел четверых человек, сидящих вокруг камня. Они пригласили меня сесть на белый камень в середине. Но только я сел, как камень начал погружаться в землю. «Подожди минутку. Мы забыли основание». Сказав это, он достал белую выделанную шкуру оленя и покрыл ею камень. И когда я снова сел на него, он был так же прочен, как дерево, и я удобно уселся».

Я: «Каково значение оленьей шкуры. Кем был тот, кто дал ее тебе?»

Облако: «В этом вопросе я остался в неопределенности. Человек не все узнает в этих снах. Пока я сидел и смотрел вокруг, я заметил множество других лиц. Вигвам был очень большим и полным людей. Это было необычайный совет. Один из четырех взял слово и приказал мне посмотреть вниз. Когда я сделал это, то увидел под собой всю землю, раскинувшуюся глубоко-глубоко и широко-широко передо мной.

Я: «Она показалась тебе круглой?»

Облако: «Нет, у нее было четыре угла. Тут же слово взял другой из четверых и предложил посмотреть наверх. Я посмотрел наверх и увидел все небо над собой, довольно близко. Я очень долго смотрел и почти забыл, где находился, так как это было величественное зрелище. Затем взял слово третий: «Ты посмотрел. Теперь говори: куда ты хочешь сейчас – вниз, откуда ты пришел, или наверх? Выбор за тобой». «Да, да», – ответил я, – «я пойду наверх. Ради этого я постился».
Четверо казались довольными моим ответом, и четвертый сказал: «Восходи!» Он указал на заднюю часть моего каменного сидения, и я увидел, что она начала расти и поднялась на невероятную высоту. В ней были вырезаны отверстия, и я мог подняться наверх, словно по лестнице. Я поднимался все выше и выше, и, наконец, добрался до места, где сидели на открытом воздухе вокруг колонны четверо беловолосых старцев. Ослепительный купол находился над ними. Я чувствовал себя таким легким, что хотел подняться выше, но четверо старцев тут же закричали: «Стой! Ты не можешь подняться выше. Нам не позволено пропускать тебя. Но достаточно благого и великого уже дано тебе. Посмотри вокруг. Ты видишь здесь вокруг нас все благие дары Бога – здоровье, силу, долгую жизнь и всех созданий природы. Посмотри на наши белые волосы: твои станут такими же. А чтобы ты мог избежать болезни, возьми эту коробочку с медициной. Используй ее, когда понадобится. И если ты окажешься в нужде, думай о нас и обо всем том, что ты видел у нас. Если ты помолишься нам, мы поможем тебе и попросим за тебя Владыку Жизни. Посмотри вокруг еще раз! Посмотри и не забудь! Мы даем тебе всех птиц и орлов и диких зверей и всех прочих животных, каких ты видишь мечущимися и бегающими в нашем вигваме. Ты станешь великим охотником и убьешь их всех!»
Я смотрел в изумлении на безграничное обилие дичи и птиц, которые сбились в стаю в этом помещении. Затем четверо старцев заговорили со мной: «Твое время истекло, ты не можешь подняться выше. Потому возвращайся».
Затем я быстро спустился по длинной каменной лестнице. Я вынужден был быть осторожным, так как заметил, что она начала исчезать под моими ногами и таяла, словно сосулька у огня. Когда я вернулся на свой белый камень, она вернулась к своим прежним размерам. Великий совет все еще был в сборе, и четверо людей вокруг камня поприветствовали меня, сказав: «Хорошо, Агабэ-гижик. Ты совершил смелый поступок и увидел то, что прекрасно и велико. Мы все подтвердим, что ты совершил это деяние. Не забывай ничего из того, что было сказано тебе. Все, кто сидят вокруг, запомнят тебя и будут молиться за тебя, как твои духи-хранители».
После этого я ушел и спустился на ложе на красной сосне. Я обнаружил, что прошло еще три дня. Все это время мое тело лежало неподвижно, словно труп. Только моя душа свободно путешествовала по воздуху. Затем я начал дышать, вздохнул и пошевелился, словно проснувшись от долгого сна. Открыв глаза и оглянувшись, я увидел, что зеленые ветки дерева обгрызены и обсосаны и догадался, что мое голодное тело обкусало кору и облизало сок с сосновых побегов. Для меня это было знаком того крайнего состояния, в которое впало мое тело. Я чувствовал себя таким слабым, что не мог пошевелиться.
Внезапно я услышал голос, свист и свое имя. Это был мой дед, который пришел искать меня на десятый день. «Спускайся сын мой», – сказал он, – «присоединяйся к нам». Я мог лишь ответить ему слабым голосом, что не могу пошевелиться, и что не могу перебраться через озеро. Десять дней назад я перешел его по льду, но теплая погода растопила лед, и я оказался отрезанным на своем острове. Мой дед быстро побежал домой и вернулся с моим дядей. Они принесли каноэ, сняли меня с дерева и переправили через озеро. Сначала я с трудом мог пошевелиться, но постепенно мне стало лучше».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #2 : 21 Сентября 2007, 19:15:13 »
Сон одного оджибвейского воина

Я заметил у одного из молодых воинов, вернувшихся из лесов к заливу, богато украшенный с обеих сторон томагавк, или как оджибвеи называют этот инструмент, «вагаквадонс». Некоторые из фигур, представленных на нем, были простыми узорами, но другие имели значение.
На одной стороне был рисунок, копию которого я представляю.
Мой друг сказал мне, что он представляет сон жизни, и что он увидел этот сон на реке Сэнт-Крус, когда был довольно молодым парнем. Он десять дней постился для этого.
Две человеческих фигуры в (a), как он сказал мне, представляют его и его духа-хранителя, или проводника, который говорил с ним во сне и приказал ему посмотреть наверх. Когда он сделал это, то увидел большого, красивого орла (киниу), сидящего на гнезде, как показано на (b). Двойной знак под птицей обозначает гнездо. Над птицей плывет венец сверкающих звезд, а над ними луна (d).
«Я часто думаю об этом лице, этом орле», – сказал он, – «и я не только думаю о нем, но и говорю с ним вслух».
Я. «Он уже помогал тебе?»
Он. «Часто. Если бы он не помогал мне, я бы не побеспокоился нарисовать его на своем томагавке».
Я. «Ты не можешь рассказать мне все обстоятельства и ход сна?»
Он. «Нет. Но когда я буду в большой опасности, на грани смерти, тогда я соберу вокруг всю свою семью и открою им всю историю своего сна. И тогда они устроят большой пир».
Маленькие фигуры внизу (e) – это птицы – боевые птицы.
«Кольца в (fff) – это знаки военных экспедиций, которые оджибвеи совершили против сиу».
Я. «Ты не мог бы сообщить мне больше деталей об этих экспедициях и их значении?»
Он. «Нет. Очень старый человек сделал для меня эти знаки. Он знал о них, а я не знаю».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #3 : 21 Сентября 2007, 19:15:42 »
Сон Жингваконса (Маленькой Сосны)

Самый первый сон, который приснился Шингваконсу, был связан с великими вещами и указал, что ему уготована великая судьба. Это случилось холодной ночью, когда он лежал в хижине своей матери, замерзая, полуголый на своем жестком ложе.
Мне следовало заметить раньше, что его мать, расставшись со своим европейским любовником, вышла замуж за индейца, который жестоко обращался с этим сыном любви, и даже его мать, которая чрезмерно любила своего нового мужа, пренебрегала своим первым ребенком и часто оставляла его голодать и замерзать в плачевном состоянии.
Шингваконс, однако, сносил это очень терпеливо и, так как после смерти его приемного отца его мать стала более привязана к нему, совершенно забыл ее прежнее бессердечное поведение, заботился о ней, как хороший сын, и имел обыкновение говорить, что страдания его юности хорошо подготовили его к будущему его успеху, и, что наряду со всеми этими голодом, холодом и жаждой, он видел великолепные сны.
Это было в особенности так, как я сказал, одним вечером, когда он лежал полуголый, без сна, дрожа от холода и голода на своем жестком ложе. Он долго стонал, но, наконец впал в состояние полусна и полубодрствования. Затем ему показалось, что мягкий голос произнес сочувственно, обращаясь к нему: «Ты, бедный Шингваконс, ты, несчастный, приди ко мне!» Он огляделся и ничего не увидел. Но смог различить тропу, парящую в воздухе, которая поблескивала во тьме и, начинаясь от его ложа, вела вверх через двери его хижины. Он решил, что это путь, по которому он должен идти. Он пошел по ней и поднимался все выше и выше в небо. Там он увидел дом, из которого вышел человек поприветствовать его, завернутый с ног до головы в белые одежды, словно священник. «Я позвал тебя к себе, о Шингваконс, чтобы показать тебе нечто чудесное. Посмотри туда, в сторону восходящего солнца». Посмотрев, Шингваконс заметил целое поле, заполненное палатками и войсками, и среди них были большие палатки королей и вождей и множества
храбрецов, воинов и военачальников, сидящих вместе на военном совете. Его глаза были ослеплены ярким блеском, и он почувствовал, что хочет быть среди них. «Смотри, Шингваконс», – продолжал человек в белом плаще, – «я даю тебе это видение. Ты еще молод и в то же время беден, несчастен и гоним. Но позже ты будешь так же велик, как те, кого ты видишь там на поле, и сам станешь великим героем. Я всегда буду думать о тебе, если и ты будешь думать обо мне, и даю тебе этот символ в напоминание нынешнего момента».
С этими словами он протянул маленькому Шингваконсу яркое трепещущее знамя, и с ним в руках он снова сошел вниз по своей парящей в воздухе тропе. Эта тропа также была украшена с обеих сторон развевающимися знаменами, мимо которых он триумфально прошел. Флаги на мерцающей тропе тянулись до его хижины, и последний из них стоял у его постели. Когда жестокий зимний ветер снова подул холодом сквозь хижину, он проснулся, и все внезапно пропало.
Но это величественное воспоминание осталось с ним, и парнишка с этого момента твердо верил, что однажды станет великим вождем своего народа. И сон действительно сбылся. Он стал величайшим «генералом» своей расы и был известен и почитаем оджибвеями по всему озеру Митчигаминг (озеро Мичиган) и Китчи-Гами.
После этого сна он сменил свое имя, так как «Шингваконс», как я сказал, имело слишком тривиальное значение «Маленькая Сосна». С этого момента он стал называть себя Сагадживэ-Оссэ, что почти дословно означает «Когда встает солнце».(180) «Удивительно», – добавил мой рассказчик, – «как сильно с того времени преклонялся он перед солнцем. И видя сны о нем, он всегда видел его перед собой, подобным человеку, идущему впереди и говорящему с ним».

180 Загаджвэосэ (оджиб.) – поднимающееся из-за горы солнце (прим. переводчика)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #4 : 21 Сентября 2007, 19:16:06 »
Сон Маквы (Медведя)

Однажды, когда я вышел из своей деревни, передо мной шествовал индеец, завернутый в свое одеяло. По середине его спины был нарисован грубыми пурпурными штрихами следующий знак.
Я присоединился к нему, и он сказал, что его зовут «Маква» (Медведь), (здесь каждого четвертого человека зовут Медведь, так же как у нас Смит, или Томпсон), и мы какое-то время шли вместе. Я спросил своего друга Макву, что означает большая звезда у него на спине. Он ответил, что это был его сон. «Это прекрасная звезда», – сказал он, – «которую можно увидеть вон там, если встать рано утром» (тут он указал на восток). «Однажды я встретил ее во сне. Она все время сверкала и светила над моей тропой, то поднимаясь, то опускаясь. Наконец она заговорила со мной: «Маква, я будут твоим проводником. Ты будешь сверкать и сиять как я. Однажды ты станешь таким как я. Но пока ты живешь на земле, я буду лететь над тобой и охранять тебя». С того времени я всегда рисовал ее на задней стороне своего одеяла, и ношу ее изображение на память».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #5 : 21 Сентября 2007, 19:16:37 »
Сон Амонса (Маленькой Осы)

От индейца по имени Амонс (Маленькая Оса), я получил следующий рисунок, изображающий его самый великий сон.
Я сопровожу его несколькими пояснениями.
№1 – это спящий, лежащий на своей кровати из мха и травы.
№2 – это его дух-хранитель, или человек, который говорил с ним во сне и объяснял происходящие с ним события.
В данном случае эти события кажутся ограниченными тем фактом, что спящий видел небо, раскинувшееся над ним, и множество птиц и животных. Это настоящее охотничье небо, и все это – простой охотничий сон.
Изображены только головы и длинные шеи животных. Можно опознать некоторые виды – лось, самец косули и две большие птицы.
В этом случае Амонс видел во сне и француза, который нарисован под №3 как человек в шляпе. Индейцы изображают себя без шляпы, потому что у них обычно нет другого головного убора, кроме своих волос или в лучшем случае шкур животных, обмотанных вокруг головы, как тюрбан. В то же время шляпа кажется им такой важной частью европейцев, прикрепленной к их голове, словно лошадь к кентавру, что она в рисуночном письме всегда обозначает европейца.
Со стороны Амонса вовсе не глупо было увидеть во сне француза. Ведь какая же ему польза от неба, полного животными, если у него нет доброго честного французского «трактирщика», которому он может продать шкуры и получить в обмен европейские товары?
Небосвод представлен несколькими полукруглыми линиями так же, как его обычно рисуют на могильных камнях. В некоторых случаях я видел слои или линии разного цвета – синего, красного и желтого, подобно цветам радуги. Возможно также, что они и желали изобразить этот феномен. Но то, что все в целом изображает небо, доказывается тем фактом, что обычный цвет для него синий или серый. Птица, парящая в небесах (4) изображает киниу, который столь часто появляется в снах этих воинственных охотников.
Когда я спросил Амонса, что он имел в виду под полосами и знаками внизу рисунка, он сказал: «Это заметка о том, что я постился девять дней в случае этого сна. Девять полос означают число девять, а маленький символ солнца (№5) над ними означает дни».
Его собственное «я» было изображено человеческой фигурой (6). У него нет головы, но есть огромное сердце в центре груди.
Хотя голова в индейских рисунках часто отсутствует, сердце не забывают никогда, потому что обычно у них больше сердца, чем мозгов, и больше храбрости, чем рассудка. «Я специально сделал сердце довольно большим», – заметил автор рисунка, – «чтобы показать, что у меня было достаточно храбрости, чтобы выдержать девятидневный пост». Он опустил голову, вероятно, потому что чувствовал не много смысла в подобном бессмысленном посте.
Я. «Но почему ты еще раз и так тщательно нарисовал солнце?»
Он. «Потому что на следующее утро после моего поста солнце взошло необычайно ярким, чего я никогда не забуду, потому что хороший восход после сна – это лучший знак того, что он сбудется».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #6 : 21 Сентября 2007, 19:17:02 »
Сон сиу Круглого Ветра

В путешествии, которое я однажды предпринял на реку Сэнт-Питер-Ривер в стране сиу, случай свел меня с индейцем, известным как «Круглый Ветер». Он был украшен множеством орлиных перьев и других трофеев, а на его трубке был рисунок, который, как он мне сказал, представлял славный сон. Он видел его двадцать лет назад и всегда связывал с величайшим подвигом своей жизни – убийством четверых оджибвеев.
Когда он заметил, что я проявляю интерес к его биографии, то предложил нарисовать весь сон в моей книге и в итоге снабдил меня следующим рисунком.
Он сказал, что после того, как долгое время постился, пел и бил в барабан, ему показалось, что он входит в храм, или большой медицинский вигвам (дверь этого храма помечена а). Вокруг него сидело множество старых мудрецов, воинов и вождей народа с древних времен. Они обозначены на рисунке перпендикулярными линиями b b b b. Они поприветствовали его, позволили ему войти в храм и разрешили сыграть на барабане и спеть в честь Великого Духа возле большого камня в центре (с). Большая трубка мира, украшенная перьями (е), висела, подвешенная на высоком дереве (d) над его головой. Пока он сидел, молился и пел посреди этих людей, он услышал, что что-то приближается к нему по воздуху. Поначалу он не мог определить, что это, но постепенно увидел, что это были два каноэ, плывущих в воздухе, и в каждом из них сидели два человека из племени оджибвеев (f f). Их лица, лица его врагов, были выкрашены в черный цвет, и они пели свои песни смерти. Люди и каноэ довольно близко подплыли к дверям храма, когда внезапно большая дыра (g) открылась в земле. Люди вместе с каноэ заплыли в эту дыру, и она поглотила их у его ног и у него на глазах.
Сразу после этого весь сон растаял. И он узнал, что ему суждено убить четверых оджибвеев, и потому он принялся за определенные приготовления (которые кстати, часто длятся месяцами), и пополз в страну оджибвеев, нашел четверых человек в их каноэ в нужном месте – и это тоже было указано ему во сне, хотя я не понял как – убил их одного за другим и принес домой их скальпы.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #7 : 21 Сентября 2007, 19:17:44 »
Сон Южной Женщины (Жаваноквэ)
(Дж. Копвэй)

Я не могу лучше отобразить влияние снов на ум индейца, чем рассказав историю индейской девушки, которая согласно обычаю поста, решила провести его в замечательном романтическом месте около Грэнд Айленда. Пещеру с обеих сторон этой бухты можно увидеть и до настоящего дня, с речушкой, спускающейся к берегу озера. Скала образует арку над потоком, подобно естественному мосту Вирджинии, на вершине которой стоит одинокая сосна. В одной из этих пещер находится скалистый уступ, и именно туда отправилась девушка искать расположения богов.

Летом она со своими друзьями ходила по южном берегу, где они каждый вечер разбивали лагерь. Внезапно, как это бывает, она стала задумчива. Она ничего не говорила, и ее родители удивлялись, не зная, в чем причина перемены в ней. Ее мать подумала, что та сердится и спросила, так ли это. Она только улыбнулась и сказала: «Кавин».

Проходил вечер за вечером, и каждый вечер она совершала свою обычную прогулку вдоль берега, собирая сердолик, который можно найти там в больших количествах. Однажды вечером ее увидели стоящей на вершине разноцветных скал. И когда солнце садилось за горизонт, а волны яростно плескались, было слышно, как она в первый раз пела. Ее длинные черные волосы развевались на ветру, а ее голос был слышен сквозь шелест листьев и шум воды. Когда наступила ночь, ее больше невозможно было видеть. Она укрылась в скалистой пещере, откуда возносила свои обращения к богам.

Люди зажгли березовые факелы и обошли лес, но не могли обнаружить ни малейшего признака присутствия девушки. Они были вынуждены ждать до утра. Наконец наступил рассвет, солнце постепенно поднималось. Ее родители и другие люди отправились на ее поиски. Они осмотрели все места в лесу, на полянах, на берегу в пещерах и скалах, и все-таки не смогли найти ее. День прошел. Наступила ночь. Они звали ее по имени: «Шаванокуэ» (Южная Женщина), но она не отвечала. Они ушли в большом горе, строя догадки об ее положении. Следующий день прошел так же, но с тем же успехом. С наступлением вечера, им показалось, что они услышали ее голос. Все они прислушивались. «Да», - сказал отец, - «это Шаванокуэ». Голос, казалось, звучал с такого большого расстояния среди скал, что они не могли бы добраться до него до наступления ночи, и голос пропал.

В беспокойстве люди ожидали наступления дня, и когда он настал, со всей возможной скоростью поспешили в направлении, в котором слышали ее голос. Не видя никакой тропы, оставленной ее следами, они решили, что это был не ее голос, но что они слышали голос духа, и что Великий Дух, чей след* был виден на скалах, забрал ее.

На следующую ночь, когда солнце садилось, они снова услышали голос, исходивший словно от скалистых утесов. Они смотрели в том направлении, когда заметили потерявшуюся девушку стоящей на высокой вершине, смотрящей на садящееся солнце и поющей свою вечернюю молитву богам ее отцев. Родители были уверены, что форма, которую они увидели, не могла быть духом, и это действительно их дочь. На следующее утро снова были предприняты поиски, которые окончились нахождением ее сидящей в пещере, с покрывавшими ее голову плащами из меха и находящимися вокруг нее кедровыми ветвями. Она не ела со дня, когда покинула дом, и хотя речушка с чистой водой протекала у ее ног, она не прикасалась к ней.

Ее спросили, почему она не рассказала друзьям о своем положении. Она ответила, что хотела поститься, и для того чтобы сделать это, лучше всего было оставаться здесь в одиночестве. Ее мать хотела, чтобы та отправилась с ней в их вигвам, но девушка отказалась сделать это, пока боги не сжалятся над ней.

На следующий ее мать снова навестила ее и спросила, посещали ли ее боги со времени их последнего разговора. Она ответила что нет, но что она решила оставаться тут, пока они не сделают этого. Затем она накрыла голову мехами и легла. В пещере, на скалистом уступе, она ждала посещения бога войны, бога растительного царства и бога вод, которые, как она ожидала, посетят ее во сне или в видимой форме и поговорят с ней.

Тем вечером волны яростно бились и выл ветер. Она уснула. Она увидела приближающимся молодого воина, который встал над ней, глядя как ее волосы цвета ворона развеваются на ветру. Склонившись над ней, он сказал: «Икуэ! (женщина) Я наблюдал за тобой эти три дня, и теперь пришел поговорить с тобой. Чего ты хочешь? Меха леса, перья редких птиц, или знание свойств диких цветов?» «Юноша!» - сказала она. - «Я знаю, твои отцы - невидимые духи земли. Я не хочу ни мехов, ни перьев, ни животных. Я хочу знание кореньев, чтобы я смогла облегчить страдания народа и продлить жизнь стариков, что живут среди нас». «И это то, ради чего ты постилась так долго и так преданно?» «Да. Леса привлекали меня, когда я была маленькой, но теперь долгие стенания моего народа от скопившихся над ним несчастий звучат в моих ушах. Лес родит прекрасные плоды, а берега озер украшены галькой различных оттенков. Я любила собирать лилии и цветы, до того как узнала, что в них есть жизнь и сила наделять ею. Тогда я поспешила в это уединенное место, ожидая прихода твоих отцов, чтобы они научили меня». «Тогда жди их», - сказал молодой человек, - «потому что они скоро придут».

Он ушел. Наступила ночь, темная ночь, и ей приснилось, что ее поставили на край высокой скалы, нависающей над великими прериями запада, и что перед ней многие народы собрались, чтобы объединиться в великой игре в мяч. Она стояла, наблюдая за ходом игры и заметила, что женщины были самыми быстрыми, и что она из них на самом деле выиграла приз. Незнакомец снова стоял рядом с девушкой. «Там», - сказал он, - «не видишь ли ты девушку среди толпы?» Она ответила, что видит. «Так твой народ будет выглядеть для тебя, когда собравшиеся множества присоединяться к народной игре в мяч. Если это тебя удовлетворит, иди, возвращайся к твоей матери». Он снова покинул ее, и в большом волнении она проснулась от своего полного событиями сна.

Наступило утро, когда ее мать снова спросила, посетили ли ее боги. Она не ответила. Ее мать ушла, но вскоре снова вернулась и безуспешно пыталась уговорить ее покинуть пещеру.

В ту ночь ветра были яростны, а воды с большой силой бились о разноцветные скалы. Земля дрожала, когда раскаты грома раздавались над ней, и почти постоянно сверкающие молнии заставляли потоки воды выглядеть как расплавленное золото. Несмотря на грохот природы, девушка уснула. Многочисленные существа окружали ее. Один был одет в багрянец, другой в синий цвет, еще один в черный, и еще один в белую одежду. Они пели песню, затем ушли, за исключением одного, который как выяснилось, остался, чтобы открыть ей то, что она видела. Он был старым и довольно лысым. «Носис!» (дитя) - сказал он, - «ты знаешь кто приходил и пел тебе?» Она ответила, что нет. «Отчего же», - продолжал он, - «все они мои дети - они птицы, которых ты видишь в лесах - они всегда будут петь для тебя. А я - их родитель», - сказал великий Лысый Орел, расправляя свои крылья и внезапно взлетев.

На следующее утро эти самые птицы прилетели и запели у ее изголовья, пока она размышляла о своем приятном сне. Красногрудая зарянка, ярко красные птицы, синие сойки и крошечные колибри были вокруг нее. Она подумала, что боги были благосклонны к ней, и ее сердце исполнилось чувствами благодарности.

Когда пришло следующее утро, она обнаружила, что ее сила быстро покидает ее. Ее мать снова пришла со своими обычными мольбами, но она оставалась безмолвна к ним, и по-видимому не замечала ни ее, ни их.

У нее было много замечательных снов. В одном из них она видела двух существ, которые пришли проводить ее на холм, откуда она могла видеть равнины внизу. Поднимаясь на холм, они взошли по многим кручам, и когда она стояла на вершине одной из них, ее сопровождающие предложили ей оглянуться и посмотреть, что они миновали. Она обернулась. Что за вид! Облака клубились под ней, наверху все было чисто. Она увидела тропу, по которой шла, и вокруг ее заметила вспышку молнии. «То, что перед тобой, с границей на большом холме - детство. Оно приятно, но опасно. Скалы представляют опасные времена в жизни. Но продолжай двигаться, не гляди назад, пока не достигнешь самой высокой вершины». Наверх, наверх они шли. Путь был разным - иногда безопасным, иногда опасным. Когда они наконец поднялись, они увидели с одной стороны глубокий широкий океан, а с другой высокие многочисленные горы запада. Океан, сверкающий на солнце, - природа, возносящая свои битвы до небес. Один из спутников девушки дотронулся до ее головы, когда половина ее волос стала белоснежной. Затем она проснулась очень изнуренной.

На следующее утро, когда пришла ее мать и как прежде, хотела чтобы та сопровождала ее, мать решила, что если в ее следующее посещение та откажется, она заберет ее из пещеры силой.

В своем последнем сне девушка видела каное, плывущее по Верхнему Озеру. Оно подплыло к тому месту, где она стояла, и ее попросили войти в него. Она сделала это, когда один из ее посетителей начал петь песню:

«Бабамашийан нибингэ,
Бабамосэ акингэ».
«Я иду по волнам моря,
Я иду по холмам и долинам».

Они плыли на каное, пока земля не скрылась из виду и воды вокруг них не стали нидвижимы. «Когда будет тихо», - сказали они, - «спой это, и ты услышишь наш шепот тебе». Затем они вернули ее на берег.

Когда она проснулась, буря все еще бушевала, и голоса богов были слышны в ветрах среди деревьев. Веря, что она получила расположение духов, для встречи с которыми она уединилась, она позволила, когда пришла ее мать, чтобы ее забрали в вигвам. Это был десятый день ее поста, и ее сила почти покинула ее.

«Через этот пост я получила расположение богов», - сказала она друзьям, столпившимся вокруг нее. «Я прошла путь жизни, и узнала, что не умру пока половина моих волос не побелеет».

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #8 : 21 Сентября 2007, 19:18:36 »
Сон равнинного кри Ясного Дня
(Д. Мандельбаум)

Духовные силы могут прийти к тебе когда ты спишь в своем типи, пока ты юн. Если ты хочешь быть еще более могуществен, тогда ты идешь и постишься. Обычные сны, которые ты видишь когда спишь, называются павамувин. Они ничего не стоят, хотя иногда тебе снятся вещи, которые произойдут.

Ты можешь описать сон силы таким образом. Тебя приглашают в раскрашенное типи, где находится только один человек. Глашатай, Дух Ворона, призывает, и многие входят. Я сам сразу же знал, что это духовные силы. Я сидел и думал про себя: «Это Лошадь, это - Дух Бизона». Тот, что пригласил меня, сказал: «Правильно».

Меня звали множество раз и всегда говорили мне одну и ту же вещь - что я должен больше поститься. Каждый раз они приглашали меня в другое разрисованное типи. Часто я просыпался и удивлялся, почему они мне ничего не сказали. Я должен был не иметь дел с девушками, когда пытался видеть сны. [Мужчины меньше подходили для получения видений чем мальчики, потому что они были загрязнены половыми связями с женщинами].

Наконец они сказали мне, что это будет последний раз. Они хотели, чтобы я пошел и постился восемь дней. Один из них сказал: «Очень постарайся завершить эти восемь дней, так как в этом будет все». Я собрал так много подношений как смог. Это было во время только что прошедшей луны [июль] и в лагере было много еды, потому я знал, что люди не тронутся с места какое-то время.

Я обещал стоять лицом к солнцу и поворачиваться с солнцем. Я садился только после заката. Я слышал, что это труднее всего делать, вот почему я решил сделать это. Я думал что смогу помочь себе немного таким образом. [Создавая себе больше страданий, он обеспечил бы себе большие благословения]. Солнце было не слишком высоко, когда я устал. Я мучался весь день. Я пытался стоять по-всякому, но я вымотался. Я воздел руки и плакал. Я с трудом смог закончить. Солнце село, и я просто упал. Это был первый день.

На следующее утро у меня была сильная жажда. Я не был голоден, но я все время хотел пить. На четвертый вечер пришел мой брат с лошадьми, чтобы забрать меня. Я сказал ему, что останусь. Он пришел на шестой вечер, но я сказал, что останусь еще две ночи. Он сказал: «Судя по твоему виду, я могу не найти тебя живым».

Разные духовные силы приходили ко мне каждую ночь. Каждый, кто приглашал меня, давал мне силу и песни. Затем один дал мне силу провести Танец Солнца. Вот как я получил силу и вот откуда я знаю много песен. Теперь почти каждую ночь я пою некоторые из этих песен.

Сверхъестественные существа иногда обманывали ищущего обещая ему определенные блага и бросали его, когда он пытался их применить. Ясный День продолжает:

Когда мне был дан Танец Солнца, я думал что знаю как сделать, чтобы вода потекла из моего свистка, чтобы дать ее жаждущим танцорам. Я попробовал сделать это в тайне. Я раскрасил свое лицо и подул в свисток как должен был, но я не вышел к центральному шесту [как дух сказал ему сделать]. Внезапно свисток заблокировало, я подумал, что наверняка это вода. Затем он очистился. Воды не было. Это один случай когда духовные силы одурачили меня. Может быть если бы у меня была вера, и я бы подошел к центральному шесту, я мог бы сделать это. Может быть.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #9 : 21 Сентября 2007, 19:19:15 »
Сон силы Норваля Морриссо (№1)
(Норваль Морриссо)

В прежние дни, когда оджибвеи все еще жили одни в нашей великой стране, в районе Нипигона было обычным делом для молодежи поститься несколько дней. Это делалось для того, чтобы индейская молодежь смогла узнать своих духов-хранителей. Много лет назад, еще будучи мальчиком, я видел во сне большое озеро. К востоку текла большая река. На этой реке восточного озера было опасно. Непросто было попасть на это озеро, которое я буду называть Озером Великой Силы Востока. На каждом перевозе жили змеи, водный полубог Мишипешу и другие создания оджибвейских верований. Я совершенно не боялся, потому что находился в компании громовых птиц. Когда я безопасно добрался до середины этого озера, мои хранители сказали, что должны оставить меня, чтобы я сам узнал те вещи, котрые мне следует знать, чтобы хорошо жить на земле.
Я заметил на другой стороне озера три пещеры жизни. У каждой пещеры находилась магическая лодка, выкрашенная песком онаманом в священные цвета - красный, синий и белый. Мне сказали, чтобы я выбрал свою лодку, или каное, которая отвезет меня к магическим пещерам. Я взял белую. Позже я узнал, что сделал правильный выбор. Я вошел в каное, и некая сила направила меня в пещеры. Там мне было показано великое оджибвейское искусство колдовства, магические амулеты, священные трубки и плохая и хорошая магия. Мне были показаны священные трубки удачи, каменная магия, священные барабаны и песни, и мне было сказано, что бы я взял то, что мне нужно. Я не взял вещей, которые видел, кроме самой жизни, которая была представлена в виде белого пера.
Как благодарен я за то, что сделал такой хороший выбор.
Меня забрали из этих пещер, и по середине озера стоял великий лось, такой большой, что облака ударялись о его грудь. Это был самый чудесный знак, который я когда-либо видел во сне. Там, по одну сторону лося, находились маленькие индейцы, которые выпускали в него стрелы, но не могли повредить ему, так как стрелы были не более крошечных зубочисток. И когда великий лось ступал вправо или влево одной из своих ног, это сотрясало соотвествующую часть мира.
Мои спутники, громовые птицы, вернулись, чтобы увести меня с восточного озера. Одна из птиц заговорила со мной: "Ты видел этого великого лося?»
Я сказал: «Да».
«Ты сделал правильный выбор, взяв жизнь в магических пещерах. Лось, которого ты видел, - тоже жизнь, потому что он силен, велик, могуч и здоров. Это - ты сам. Некоторые части этого лося пребудут в тебе, чтобы поддержать тебя и охранять в течение всей твоей жизни. Ты видел маленьких индейцев со стрелами, похожими на зубочистки? В этих стрелах всевозможные болезни, но они не могут повредить лосю. Не бойся в своей жизни. Ты станешь большим, сильным и здоровым, и великий лось будет поддерживать тебя вечно».
Затем я проснулся от своего сна силы, из которого, я думаю, кое-что сбылось. Я большой, здоровый и сильный, благодаря моему сну силы о великом лосе, который достигал самых облаков.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #10 : 21 Сентября 2007, 19:19:35 »
Сон силы Норваля Морриссо №2
(Норваль Морриссо)

Однажды ночью мне приснился значительный сон, указывающий на прямую защиту Великого Маниту, Бога древних оджибвеев, который, как я верю, является тем же, что и христианский Бог, Бог-Отец всех человеческих рас. Я верю, что это был сон большого значения, внушенный мне самим Маниту.
Я был в каком-то месте вместе с полубогами, которых изображаю в своем творчестве. Я видел двух Мишипешу и злых змей. Я не боялся, потому что на меня падала тень, защищавшая меня. Полубоги жадно пожирали что-то. Тень покинула меня, так как я увидел, что она движется позади меня. Я заметил две огромные лапы великого медведя, схватившие меня. Тогда я испугался.
Я выбрался из его объятий и из этого места, где находились злые полубоги, и побежал к тени, которая защищала меня, как если бы я бежал по большому открытому пространству. Я видел мерцающие звезды и полумесяц луны. На равнинах я услышал, как бежит огромный священный белый бизон. Я закричал, обращаясь к тени: «Ванка! Ванка!»
Почему я сказал эти слова? Есть ли у них значение? Затем я понял это. Я имел в виду Маниту на языке равнинных индейцев, Вакантонка. Затем я сказал: «Великий Отец Маниту, помоги мне. Я боюсь полубогов».
Затем ко мне заговорил голос сверху и сказал: «Я испытывал тебя своей тенью. Я был с тобой, и когда я оставил тебя, ты испугался. Все полубоги боятся меня. Я дам тебе знак.
Вот я даю тебе два цвета, один - темно-синий, он представляет ночь, второй - голубой, он представляет день. Возьми этот материал, подобный прекраснейшему шелку. Это представляет день и ночь. Используй эти два цвета, или сделай с их помощью что-нибудь - рубашку, сумку, амулет. С их помощью я всегда буду оберегать тебя от полубогов и всякого колдовства».
Этот сон произвел на меня большое впечатление. После этого я начал заниматься творчеством и изображать легенды безо всякого страха оскорбить духов моих предков.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #11 : 21 Сентября 2007, 19:22:37 »
Сон силы д'Арси Рено
д'Арси Рено

Перед началом макадэкевина (процесс поста) я готовился один месяц (один лунный цикл). Постепенно, приближаясь к дню макадэкевина, я начал чувствовать стах и тревогу перед психическим и физическим опытом нахождения без еды и воды в течение двух дней.

Однажды ночью, за неделю до моего поста, я пережил напэвевин (яркий сон) в котором я увидел макадэкевиган (вигвам поста). Он был необычный, трех метров в длину и двух в ширину. Я стоял перед макадэкевиганом раздетый, и мне было очень холодно (что было объяснено мне, как чувство неизвестности, пустоты). Когда я открыл входной занавес и заглянул внутрь в поисках тепла, я увидел Гчи-макадэ-макву (большая черная медведица). Гчи-макадэ-маква посмотрела на меня и без слов - скорее через прямую передачу понимания - сказала, чтобы я вошел, и что она согреет меня. Без страха я вошел, и Гчи-макадэ-маква обхватила меня своими большими лапами и, прижавшись к ней, я уснул в тепле и безопасности. Проснувшись от моего напэвевина, я немедленно ощутил чувство комфорта и безопасности, которое позволило мне начать мой макадэкевин без малейшего колебания.

Понимание и озарение, которые я упомянул здесь, - настоящие дары Маниду (Духа). Некоторыми из пояснений, которые я получил от Гчи-макадэ-маквы, были форма и размеры моего макадэкевигана, а так же то, что я буду защищен, находясь в лесу. Я мог бы предпринять обычные шаги через рациональное исследование того, что такое Вигвам Поста, и как его следует строить, но это был первый урок о посте напрямую от Духа самого великого Постящегося, Маквы.

(У анишинабег медведь известен как Великий Постящийся, медицинский (шаманский) дух, из-за долгого периода гибернации, который он переживает каждую зиму. В слове "макадеке" есть связь с маква [медведь] и макадэ [черный])

Я спросил одного из своих Учителей-традиционалистов об этом напэвевине, и он сказал мне, что он был хорошим, полным знания и объяснения цели моего поста. Он сказал, что я найду через пост то, что ищу, и что ответ будет определенным и ясным.

Я выехал за несколько дней до начала поста и сам построил макадэкевиган. Хотя я никогда до этого не строил Вигвам Поста, я знал из того, чему меня научил Маква-маниду [дух-Медведь], как это делать. Я собрал вигиваматиг [шесты Вигвама] и положил кедр и сено на землю, как я видел во сне. Я построил вигвам и накрыл его брезентом. После окончания работы я отошел назад и был рад, увидев Вигвам из моего напэвевина [сна]. Я вернулся к этому Вигваму на следующие три дня, сидя рядом и размышляя о цели моего поста. На четвертый день я начал пост. Я использовал кедр, чтобы сделать круг вокруг вигвама для защиты, и вошел внутрь. В этот вечер я заснул под звуки отдаленного пения.

(Во время поста, члены общины приходят на закате и поют церемониальные песни и прославляют постящегося человека, чтобы помочь ему обрести силу для поста. Это также делается, чтобы помочь постящемуся призвать духов. Это пение также обозначает, что дары, полученные во время поста, это дары для всей общины.)

Я спал почти все время, находясь в вигваме, потеряв чувство времени. На следующий вечер Учитель-традиционалист пришел, чтобы проверить меня, спросив видел ли и слышал ли я что-нибудь. Я рассказал ему о мощном опыте, который получил в прошлый вечер.

Пока я спал, я "чувствовал", как что-то или кто-то кружит снаружи кедрового круга, создававшего защитный барьер вокруг моего Вигвама. Я мог чувствовать это, даже несмотря на то, что я спал. Затем я почувствовал, как кто-то снаружи пытается пройти под кедровым кругом, чтобы проникнуть в мой вигвам из-под земли. В этот момент я поднял глаза и увидел Макву, появляющуюся из земли с восточной стороны моего вигвама. Я немедленно кинулся на противоположную сторону, сел, прижав колени к груди, пытаясь защитить себя. Я вспомнил, как Учитель-традиционалист объяснял мне, что ничего не может повредить мне пока я нахожусь в "священном" месте моего вигвама. Я также осознал с некоторым шоком, что я не сплю, а внутри моего вигвама вместе со мной действительно находится большой черный медведь. Я был поражен и в то же время в ужасе, мое сердце колотилось в груди. Никогда раньше я не был так близко к медведю. В полной темноте вигвама, Маква была еще более темена, но я видел ее превосходно. Потом я услышал, как она сказала без слов, но прямо моему одэ (сердцу), что все будет отлично, и я найду то, что ищу. Затем все кончилось. Я просто откинулся назад и уснул. Пока я рассказывал о моем опыте Учителю-традиционалисту, он кивал и улыбался. Затем он ушел, и я снова вошел в вигвам.

Я провел следующий день спя и постепенно приготовляя вещи, которые должен взять с собой, когда мой Учитель-традиционалист вернется, чтобы провести меня через Церемонию Выхода. Я пережил множество других видений и снов, но они остануться личными.

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #12 : 21 Сентября 2007, 19:25:11 »
Ну и вобщем есть кучка еще по мелочи современных описаний, сделанных индейцами и белыми на форумах.
У Морриссо целая глава посвящена снам, там много небольших описаний плохих снов силы и их последствий, в главе про джисакан - сны с посвящением в джисакан (плохой и хороший)
И в предисловии к "Шестому Предку" есть описание видения схожего с виденим Черного Лося и вообще что там к чему
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2007, 19:28:16 от nimkii »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #13 : 21 Сентября 2007, 19:35:45 »
Вот из "Шестого Предка" кусок о сравнении видений Черного Лося и Белого Быка

Сравнение великого видения Черного Лося в детстве с видением другого индейца лакота, Белого Быка, поучительно, так как показывает, что оба они являются трансформациями одной и той же темы. Оба человека в возрасте девяти лет имели видение Громовых Существ. У Белого Быка видение имело место, когда он находился вне лагеря, пытаясь стрелять из лука в ласточек, которые носились у него над головой. В культуре лакота ласточки считались особо священными, они были посланниками Громовых Существ. Внезапно Белый Бык потерял сознание, а его тело осталось лежать, словно мертвое, тогда как дух его отправился в путешествие видения.

Белый Бык увидел приближающегося с запада человека, разрисованного красными молниями, который ехал на черной лошади. Всадник атаковал врага, и когда он пронзил его копьем, тот превратился в растение. Затем всадник ударил палицей белоголовую корову; внезапно сцена трансформировалась в большую группу мужчин и женщин, исполняющих церемонию хейока вокруг котла, в котором варилось мясо коровы. Второй всадник, раскрашенный как первый и ехавший на чалой лошади, приближался с юга. Он атаковал котел, проткнув, проезжая, язык коровы копьем. Затем он превратился в скелет, лежащий на земле, а Белый Бык услышал голос: "Если ты не станешь клоуном [хейока], когда поспеют вишни, ты будешь лежать, как он". Затем с севера приехал третий всадник на белой лошади, и наконец четвертый всадник на гнедой лошади приехал с востока. Четверо всадников привели Белого Быка к типи, где четыре человека, одетые в бизоньи плащи с шерстью били в желтый барабан. Они спели четыре песни. Когда они закончили, всадник на черной лошади - теперь превратившийся в самого Белого Быка - повел их в атаку на запад; затем, превратившись в ласточек, они прилетели обратно в типи. Они повторили это нападение на  север, восток и юг, и каждый раз их вел Белый Бык, сидевший на лошади соответствующего цвета. Белый Бык понял это видение, как дающее ему силу для победы в битве. Сон, как он сказал, "сделал его храбрым" и подготовил к войне. Позже он провел церемонию хейока, как ему было приказано.

Хотя видение Белого Быка имеет много схожих черт с видением Черного Лося, он не понял его как право стать святым человеком. Частично это отражало время. Белый Бык родился в 1849 году; Когда ему пришло видение в 1858, лакота все еще жили по старому. Бизонов было много, и северные лакота (Белый Бык был Миннеконджу) еще не были втянуты в войну с белыми. Дорога к успеху для молодого человека все еще вела через войну с враждебными племенами и получение воинских почестей, и это был тот сорт усилий, для которых Белый Бык нашел силу в своем видении. Еще важнее, возможно была личность. Белый Бык не казался относящимся к типу провидцев - он был человеком действия, а не философом. Черный Лось, с другой стороны, был предрасположен к созерцанию, направленному вовнутрь, и к философии. Хотя они пережили схожий опыт проявления вакан, Белый Бык и Черный Лось поняли свои видения совершенно по-разному. Вместо устроения пляски лошадей, чтобы продемонстрировать свою силу перед людьми, Белый Бык воспользовался своим вдохновением для вступления на тропу войны против враждебных племен, демострируя свою силу через успехи в битве.

Сравнение видений Белого Быка и Черного Лося открывает одновременно и традиционность и относительность священных символов религии лакота. Всадники, разрисованные стрелами молний и мчащиеся по небу, являются традиционными воплощениями Громовых Существ. Цвета их лошадей с их ассоциациями с четырьмя сторонами света, тоже традиционны, хотя лошади юга цвета шкуры оленя из видения Черного Лося - это чалые кони Белого Быка. Пронзение врага (символ удара молнии), вызывающее превращения, общее для видений обоих людей. Когда Черный Лось пронзает врага в истоках Миссури, враг превращается в черепаху; Враг Белого Быка превращается в растение, вероятно лекарственное растение от ран. Животное для церемонии хейока Черного Лося - странного окраса собака (собака была традиционным жертвенным животным). А Белый Бык видел странного окраса корову, возможно домашнюю корову - редкое животное для лакота в то время, и не связанное традиционно с Громовыми Существами.

Великое видение Черного Лося состоит из элементов и шаблонов лакотской культуры. Его богатство и сложность можно списать на длительность времени, которое оно длилось: видение Белого Быка продолжалось часть второй половины дня, а видение Черного Лося - двенадцать дней. Величие видения Черного Лося лежит не в его уникальности, а его репрезентативности. Оно синтезирует религиозные темы лакотской культуры и уравновешивает все аспекты лакотского мира: разрушение и обновление, силы земли и неба, земли и воды, четыре стороны света, бытие и не бытие (и мертвых, и нерожденных). Возможно наиболее удивительным является представление круга жизни, заключающего центральное древо, символизирующее возрождение, с пересекающимися дорогами, идущими с юга на север и с запада на восток, первой, символизирующей жизнь и гармонию и окрашенной в красный цвет, и последней, символизирующей войну и разрушение и окрашенной в черный цвет. Хотя это традиционные символы - центральное древо было самим столбом пляски солнца - им придано большее значение и более точное определение в видении Черного Лося, чем в записанных учениях других святых людей. Этот круг и центральное древо, подобно axis mundi, являются пан-культурными архетипами, имеющими множество параллелей с другими религиозными традициями. Но в видении Черного Лося нет ничего, что было бы посторонним лакотской традиции.
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2007, 19:54:30 от nimkii »

Оффлайн Садагаоясе

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 379
  • дела давно минувших дней...
Re: Сны силы (оджибве и др.)
« Ответ #14 : 22 Октября 2009, 00:12:28 »
И чего?
Предлагаешь кому-нибудь стать одним из этих сновидцев, родиться в то время и увидеть его видение? Так это уже было...