Автор Тема: Сила и колдунство  (Прочитано 50612 раз)

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сила и колдунство
« Ответ #315 : 23 Октября 2009, 00:12:53 »
Он не умеет читать по оджибвейски. Пустое это.
http://pwhighway.spb.ru/index.php/topic,1513.msg44501.html#msg44501
« Последнее редактирование: 23 Октября 2009, 00:24:43 от nimkii »

Оффлайн Садагаоясе

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 379
  • дела давно минувших дней...
Re: Сила и колдунство
« Ответ #316 : 02 Декабря 2009, 12:53:38 »
Возмущение в силе почувствовал я! Возможно, новый ситх народился...  ;)  :)
« Последнее редактирование: 02 Декабря 2009, 16:08:17 от Садагаоясе »

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сила и колдунство
« Ответ #317 : 06 Декабря 2009, 20:54:29 »
Кто силу-та возмутиллл?

Оффлайн Садагаоясе

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 379
  • дела давно минувших дней...
Re: Сила и колдунство
« Ответ #318 : 06 Декабря 2009, 23:08:39 »
Кто народился, тот возмутителем силы быть должен...

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Сила и колдунство
« Ответ #319 : 07 Декабря 2009, 03:07:36 »
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Thathanka

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 345
  • Thathanka Sapa miyelo!
Re: Сила и колдунство
« Ответ #320 : 07 Декабря 2009, 08:06:24 »
 ;D ;D ;D ;D

Оффлайн Садагаоясе

  • Модератор.
  • Участник форума
  • Сообщений: 379
  • дела давно минувших дней...
Re: Сила и колдунство
« Ответ #321 : 07 Декабря 2009, 13:17:19 »
Ну, приблизительно...  :D

Оффлайн nimkii

  • Автор
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1697
    • Месоамерика.ру
Re: Сила и колдунство
« Ответ #322 : 13 Марта 2010, 13:33:27 »
Из статьи "Вионские силы, даруемые Подводным Духом: культурные и лингвистические аспекты текста мескваки"

Примечания о культуре. Основная тема этой истории обычна для текстов мескваки, а именно: опасности, с которыми можно столкнуться при поиске благословения духов. Обычныым путем, которым молодой человек (обычно, юноша) получает благословение, является пост для получения видения. Главный герой этой истории, однако, не постится, из-за чего над ним смеются другие юноши. Вместо этого его отец требует от него нырять зимой в ледяную реку. Это равноценно посту в том смысле, что обе практики вызывают физические страдания у ищущего видения. Их целью является привлечь внимание духов, которые сжалятся над ищущим видения и благословят его определенным образом.
Из историй мескваки очевидно, что многое во время поиска видения может пойти неправильно. В текстах, включенных и в сборник Далстрома (1996b), и в сборник Кийяны (1996), к примеру, отец молодого человека настаивает на том, чтобы его сын продолжал поститься даже после получения благословения; глупость и жадность отца приводят в одном случае к смерти сына, а в другом - к превращению его в подводного духа, полу-рыбу, полу-человека. Другая опасность заключается в том, что злой дух может попытаться обмануть ищущего видения. Если "благословение" от злого духа принято, человеку придется прожить жизнь, творя зло. Задача ищущего видения в этом случае распознать знаки злых духов, отказаться от их благословения и продолжать поститься, пока не будет получено видение от доборого духа. В приведенном ниже тексте молодой человек не справляется с этой задачей. Он принимает благословение от подводного духа; сразу же после этого он видит в воздухе крылатого духа, несущего священную связку, ругающего юношу за то, что тот не дождался благословения, которое дал бы ему крылатый дух.
Здесь необходимо несколько комментариев по поводу подводных духов. Подводные духи в космологии мескваки связаны с мотивом рогатых змеев, широко распространенным среди индейских народов. Хотя они часто изображаются, как смешение разных видов животных (упоминаемый в тесте дух имеет голову бизона, тело ящерицы, погремок гремучей змеи и чешую рыбы), общими чертами для всех подводных духов мескваки являются рога и чешуя. Основной термин, обозначающий подводного духа в языке мескваки - меши-кенепиква. Меши- означает "большой, великий"; слова, родственные кенепиква, означают "змей" в языках кри, оджибва, меномини и майями (Haas 1958:24). В мескваки кенепиква утратило значение (обычной) змеи, и используется только в двух составных словах: меши-кенепиква, означающем подводного духа, и мачи-кенепиква (мачи- "плохой"), идентифицированного Джонсом (1939:15), как подземный дух, живущий у серных источников, или другой непригодной для питья воды. Обычная змея называется на языке мескваки манетова, что также означает "дух, сверхъестественное существо".
Важно отметить, что подводные духи часто, но не всегда, злонамерены. Микелсон упоминает случай, когда женатая пара была благословлена доброй подводной пантерой, а Брайтман отмечает двойственную природу подводных духов среди горных кри. Во всех случаях, тем не менее, подводные существа могуществены и требуют почитания. Настоящий текст говорит нам, что герой всегда держал табак в обеих руках, в качестве подношения подводным духам, совершая ритуальное плавание.
Поскольку подводные духи не всегда злы по отношению к людям, читатель может не понять, почему я считаю подводного духа этой истории злым. В конце концов, силы, переданные духом юноше, не являются по своей сути плохими; он способен призывать врагов при помощи игры на барабане и парализовать их, давая возможность другим воинам их убить. (Их паралич недвусмысленно связан с онемением, которое испытывал герой, бросаясь в ледяную воду, когда был мальчишкой.) Герой использует свои силы только против врагов, и только при их нападении. Схожие силы приписаны Черной Радуге в истории о происхождении священной связки Совы (Michelson 1921:63); в истории о Сове сила барабана ясно воспринимается, как одно из многих благ, происходящих от благословения доброго духа. В настоящей истории, однако, в конце раскрывается злая природа подводного духа, когда он забирает жизнь родителей юноши в качестве оплаты за дарованные молодому чеовеку силы. Это обычная практика злых духов, как написано у Микелсона (1925:553), где постящегося юношу предупреждают, что злой дух заберет жизни его будущих детей. Согласно крылатому духу этой истории, снова являющемуся после смерти родителей юноши, чтобы прогнать злого духа, подводный дух забрал бы вслед за этим и жизнь юноши, которого благословил. Еще одна причина считать подводного духа плохим, находима в строке 27С, где опечаленный юноша говорит о нем, как о "том, кто знает о плохой медицине". "Плохая медицина" здесь вероятно намекает на восемь человеческих сердец, которые подводный дух приказал собрать для приготовления медицины.
Установив, что подводный дух в этом тексте является злым, мы можем задаться вопросом, каковы были знаки, упущенные молодым человеком, и указывающие на природу встреченного им духа. Есть несколько признаков, говорящих о том, что этого подводного духа следовало избегать. Например, первая встреча молодого человека с духом, когда он срочно ныряет под воду без защиты в виде табака. Второй важный момент связан с количеством духов. Обычно в благословении принимают участие шесть духов: тот, что первым благословляет юношу, проводит его затем к духу на востоке, потом к духу на юге, потом к духу на западе, потом к духу на севере, и, наконец, к Великому Духу наверху, в небе (см, напр., Michelson 1925:67-83). Все, кроме последнего духа, оканчивают свою речь словами, что количество благословляющих молодого человека духов все еще недостаточно, и что ищущий видения должен посетить следующего духа. Еще одно свидетельство того, что в хорошее благословение воволечено много духов, можно найти у Кайяны (1996:1К), где отец, проверяя своего постящегося сына, спрашивает: "Сколько духов благоловило тебя?" В противовес этому, подводный дух в настоящем тексте действует один, благословляя молодого человека. При первой встрече подводный дух создает иллюзию, что присутствуют четыре духа в человеческом обличье, но молодому человеку при этом сказано: "Нас на самом деле не четверо... я только один".
Третьим подозрительным обстоятельством является то, что вторая встреча со злым духом, во время которой было передано благословение, произошла летом. Лето - это время, когда духи наиболее активны; люди не постятся летом из-за страха перед злыми духами (cf. Michelson 1927:79), и герой настоящего текста прекращает свое ритуальное плавание каждый год, когда весной зацветают цветы. Кроме того "зимние истории" (священные истории о культурном герое и других духах) не рассказывают летом. Эти сезонные табу как-то связаны с природой времени в мире духов, где человеческий год равен одному дню, и зима - это ночь, когда духи спят. Это очевидная параллель с жизненным циклом змей, которые спят зимой. (Кийяну предупреждали в детстве, что змеи заползут к нему в постель, если он будет требовать зимние истории летом [Kiyana ca. 1915:82].) Представление о времени в мире духов, однако, кажется подходящим к духам всех типов, тогда как практика поститься только зимой предполагает, что добрые духи не спят, или каким-то образом более доступны для людей в это время, чем злые.
Четвертое отличие между благословением подводного духа в этом тексте и благословениями добрых духов, указано герою крылатым духом. Подводный дух не сказал, что его благословение продлится до конца земли, распостраняясь на потомков благословленного. Скорее, силы, данные герою, даны только для него одного, и не сохранятся после его смерти. Здесь виден контраст между личной силой, которую может получить человек для использования в качестве медицины, и священными связками, являющимися основой для кланов и церемониальных обществ.
О крылатом духе мы из этой истории узнаем меньше, чем о подводном. Однако, существует антагонизм между подводными духами и громовыми существами, должно быть, хорошо известными читателям этой истории. (См. истории Джонса [1907:202-7] и Микелсона [1930:119-21] о битвах между этими двумя; Микелсон [1930:54-56] обсуждает их противостояние, используя фотографии сумок, изображающих громовую птицу с одной стороны, и подводную пантеру с другой.) Хотя крылатый дух в этом тексте не определяется как таковой, тот факт, что он дух воздуха и враг подводного духа, может предполагать, что он - один из громовых существ. (См. историю Джонса [1907:175], где громовик является женатой паре в человеческом обличье.)
Важно и то, что крылатый дух указывает пальцем на молодого человека, так как в культуре мескваки избегают указывать пальцем на человека. Длинная версия мифа творения у Кийяны (Kiyana 1913) содержит несколько упоминаний, которые проливают свет на ассоциации указывания пальцем. Например, культурый герой Висахкеха способен создавать такие объекты как озеро, просто указывая пальцем на нужное место (стр.723). Более того, Висахкеха сообщает людям клана Военного Вождя, что если они укажут пальцем на человека, с которым спорят, этот человек умрет. Позже, в той же истории, дух указывает пальцем на других духов, браня их (стр.963). Указывание пальцем, таким образом, оказывается связанным и с мистической силой, и с выражением гнева.
Наконец, следует отметить, что описание сиу, традицоинных врагов мескваки, совпадает с другими описаниями битв. В историях мескваки о войне часто упоминается, что один враг должен быть оставлен в живых, чтобы он, или она, мог вернуться домой и рассказать, что произошло (напр., Michelson 1921:63, 65). Поскольку целью каждого воина является, чтобы о нем говорили, как о храбреце, эта практика гарантировала, что репутация человека будет еще более широко известна. Дополнительный поворот сюжета в этой истории состоит в том, что когда новость рассказана другим сиу, сила героя убивает временно пощаженного врага. (Подобная сила приписывалась историческому лицу - Вапасайе [Jones 1907:21].) Другая типичная черта военных историй находима в строке 23С, где сиу призывают сказать своим людям: "В следующий раз вас должно прийти больше!" Это частая насмешка в адрес врагов (напр., Jones 1907:9,11,21).