Автор Тема: Духи. Боги. Мифология. Религия.  (Прочитано 9971 раз)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Еще немного мифологии навахо. Коротенько  ;)

Tsohanoai

У Навахов Tsohanoai – бог Солнца. Каждый день он пересекает небо, неся на спине Солнце. Ночью Солнце отдыхает, вися на крючке на западной стене его дома.
Двое детей Tsohanoai, Nayenezgani и Tobadzistsini, жили со своей матерью далеко на западе, отдельно от отца. Однажды, когда они подросли, они попытались найти отца в надежде, что он сможет помочь им победить злых духов, досаждающих людям. Они встретили Женщину-паука, Naste estsan, которая дала им два пера, охранявших их во время путешествия. В итоге они нашли дом Tsohanoai. И он дал им магические стрелы, чтобы прогнать злых чудовищ, Anaye.
« Последнее редактирование: 14 Мая 2007, 01:43:39 от Человек слева »

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #1 : 14 Мая 2007, 01:46:17 »
Дети Tsohanoai, Nayenezgani (Убийца Врагов) и Tobadzistsini (Дитя Воды) - боги войны. Иногда упоминаются как культурные герои навахо.

Их мать, жена бога Солнца  Estanatlehi – богиня времен года, богиня добрых перемен, сестра-близнец Yolkai Estsan, жены Луны. Ее имя означает «изменяющаяся женщина». Она старится зимой и всегда омолаживается весной, проходит через бесконечное число жизней, но никогда не умирает.

Можно встретить совсем другую историю про этих же персонажей, где живут они вместе-таки, но папаша приходит редко.
« Последнее редактирование: 14 Мая 2007, 01:55:39 от Человек слева »

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #2 : 14 Мая 2007, 02:10:35 »
Anaye – жуткие монстры, появившиеся на свет от женщин, имеющих порочные наклонности. Дети бога Солнца победили их не всех. Остались Холод, Голод, Бедность и Старость. А виновата в том – прекрасная Estanatlehi, которую они убедили в том, что если их убить, то люди перестанут получать удовольствие от жизни, обленятся и в конце концов вымрут.

Среди этих монстров были также Theelgeth – косматое безголовое чудище, Tshanahale – пернатый пожиратель людей, Binaye Ahani – близнецы, не имеющие конечностей, но убивающие людей взглядом, Yeitso – ужасный людоед и Delgeth – плотоядная антилопа.

Очень страшно раньше было жить навахам.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #3 : 14 Мая 2007, 21:45:08 »
Кусочек мифологии Пауни. Взято с
http://www.firstpeople.us/glossary/native-american-gods-pawnee.html
Странная мифология у пауни, ни на кого не похожа (из тех, о ком читал)

Atira
Атира.
Земля, Священная Мать всех живущих.
Пауни были охотниками. Когда им было сказано оставить охоту и заняться земледелием, один их шаман (святой, знахарь, не знаю, как у них «priest» назывался) ответил:
- Вы просите меня пахать землю! Мне взять нож и рвать грудь моей матери? Тогда, когда я умру, она не позволит мне отдыхать на ее груди.
Вы просите меня выкапывать камни! Мне вынимать кости из-под ее кожи? Тогда, когда я умру, я не смогу войти в ее тело, чтобы родиться вновь.
Вы просите меня косить траву, заготавливать и продавать сено и быть богатым подобно белым людям! Но как я смею отрезать волосы моей матери? Это плохой закон и мои люди не могут ему следовать.

Evening Star
Вечерняя звезда.
Злая звезда, которая уводит солнце с неба и посылает свою дочь, чтобы помешать Утренней Звезде поднять солнце обратно.

Morning Star
Утренняя Звезда.
Защитник, ведущий солнце по дороге вверх, в небо. Бог воинов.

North Star
Северная Звезда.
Бог-создатель. Благодетель, очень почитаем.

Shakura
Бог солнца.

Пауни исполняли свой знаменитый танец солнца в честь Шакуры. Молодые воины прикрепляли себя к высоким шестам с полосками кожи, которые были привязаны к острым кольям. Колья протыкались сквозь кожу и плоть на груди. Затем молодой храбрец висел на кожаных веревках, медленно вращаясь вокруг шеста, следуя движению солнца по небосводу. Это продолжалось до заката или пока колья не выпадут, разорвав плоть храбреца.

South Star
Южная Звезда.
Бог подземного мира, противоположность Северной Звезде. Таинственный. Его боялись.

Tirawa-Atius
Тирава-Атиус.
Высшая сила. Создатель земли и небес.
В начале Тирава-Атиус созвал вместе всех богов и объявил свой план по созданию человеческой расы. Он обещал поделиться могуществом за их помощь. Шакура, Солнце, должен был доставить свет и тепло. Пах, Луна – ночь. Тирава-Атиус поместил Вечернюю Звезду, мать всех вещей, на западе. Утреннюю Звезду он поставил охранять восток. После того,  как боги подняли сушу из водного хаоса, Тирава-Атиус велел Солнцу и Луне заняться любовью, и они родили сына. Затем он велел заняться любовью Утренней и Вечерней Звездам, и они родили дочь. Так была создана человеческая раса.

Все были бы хорошо, если бы Койот не украл мешок с бурями и ураганами у Молнии. Открывая мешок, Койот выпустил их, так в мире появилась смерть.

Это уже не побасенки, но не знаю опять, куда бы положить, пусть здесь полежит до лучших времен.

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #4 : 14 Августа 2007, 11:53:18 »
Думал, выкладывать или не выкладывать кусок мифологии шауни. Какая-то она осовремененная. Но другой нет. Выложу.



Миф о сотворении шауни похож на другие алгонкинские мифы творения и утверждает, что люди, нынешние шауни – выходцы из другого мира -  острова, покоящегося на спине гигантской черепахи и плавающего с ней. Согласно мифу шауни, первые люди, появившиеся на острове, не видели ничего кроме воды и не знали, как ее пересечь. Они молились о помощи и были перенесены через воду чудесным образом. Шауни – единственное племя алгонкинов, в чьем мифе о творении присутствует история перенесения их предков над морем и много лет они совершали ежегодное жертвоприношение в благодарность за благополучное прибытие своих прародителей в этот мир.
Среди алгонкинов шауни уникальны еще и тем, что верят, что их создателем была женщина, которую они называли Кокумтэна (Наша Бабушка). Обычно она изображалась как антропоморфное существо женского пола с седыми волосами. Рост варьировался от гигантского до очень маленького. Миф утверждает, что сама идея создания принадлежала Высшему Существу, Монето, но реальная работа была проделана Кокумтэной. Это две самые важные фигуры в религии шауни.

Владыкой всего является Монето (Веше-Монето), кто управляет Ялакуквакумигиги (Yalakuquakumigigi), Вселенной, поощряет и благословляет тех,  кто заслужил его похвалу и насылает невыразимые страдания разгневавшим его. Монето не следует путать с Великим Духом, которая («она», не «он», а «она»! Так написано) управляет судьбами и подчиняется Монето. Великий Дух живет в доме на небе и говорит, кроме языков шауни и других индейцев, на своем собственном языке. Этот язык понимают только дети в возрасте до четырех лет, но потом быстро забывают его, когда начинают учиться шауни.
 
Кокумтэна, кроме сотворения мира, когда-нибудь сделает так, чтобы люди не забывали язык Великого Духа.

Пророки, путешествующие в другой мир, находят ее ткущей одеяло, которое называется скемота’ (skeemotah). Но у нее есть волк, который постоянно распускает ее работу. Все же, когда-нибудь она закончит свое одеяло и тогда заберет к себе всех, кто жил праведной жизнью, а грешников – уничтожит.
Это верование в создателя-разрушителя в женском обличье вдруг появилось в 1824 году или позже, хотя, возможно, существовало и ранее. Существуют различные мнения историков по поводу его появления. Некоторые считают, что Кокумтэна появилась от ирокезской Атаентсик, в то время как другие придерживаются теории о влиянии на миф шауни образа Девы Марии.
 
В любом случае, во всех существующих версиях мифа о Кокумтэне содержится также предупреждение о великом белом духе, который попытается изменить планы Создателя планы и сократить время пребывания шауни на земле, а также предупреждение о большом змее, который выйдет из моря и уничтожит племя. Согласно устной традиции шауни, когда они впервые увидели европейские суда, то признали раздвоенные концы знамен за символы змеиного языка.

Великий рогатый змей, всегда изображаемый в карикатурном стиле, является общим персонажем для мифологии и других восточных племен. Он живет в озере. Однажды он задушил большого самца оленя и взял его голову, которую носит как маску, чтобы вводить в заблуждение свои жертвы. Свидетелями этого были два ворона.
 По другой версии этой же легенды случилось так, что Создатель, будучи очень занят работой по сотворению земли,  случайно упустил часть своей силы. Тем самым он дал змею возможность использовать эту силу, чтобы, поместив ее в себя, сделаться могущественным. Увидев, что произошло, Создатель дотянулся до змея и постарался вернуть утраченную силу. Ему удалость схватить только голову змея, и он оторвал ее от тела. Обезглавленное тело выскользнуло и вернулось в озеро. И однажды змей приставил голову оленя взамен утерянной.

Старейшины шауни говорят, что змей был убит и часть его плоти разрезана на куски и держится в священных связках пяти ветвей племени (Шауни состоят из чилликоте, хатавекела, киспоко, мекуачаке и пиква). Плоть все еще свежа и содержит энергию, похищенную у Создателя. Шауни стараются держаться подальше от полых бревен и отверстий в земле, так как там может скрываться дух змея.

Еще один традиционный персонаж шауни – Мизигва (Misignwa). Дух, который живет в лесу и защищает животных. Некоторые северные племена считают духом того, кого зовут Биг Футом. Мизигва наблюдает за охотниками и, если они ведут себя расточительно и без должного уважения, насылает на них неудачу или несчастный случай в качестве наказания.
Во время танца хлеба (Bread Dance, исполнялся осенью в ознаменование уборки урожая) человек, одетый в костюм из шкуры медведя и деревянную маску,  держащий в руках трость и погремушку из панциря черепахи, изображает Мизигву. Он ищет непослушных детей и пугает их, преподавая им тем самым полезный урок.
Резные статуэтки Мизигвы закапывались на полях, деревенских площадях, домах советов и вырезались на трубках до 19 века.

Есть у шауни три персонажа, управляющих погодой. Каждый из них был создан Кокумтэной, и им было велено не причинять вреда шауни.
Один из них – Человек Ветра, с женским лицом и косами, приносит торнадо. Шауни оказывают ей большое уважение во избежание вреда. Они не боятся торнадо.
Второй дух, а на самом деле четыре разных духа – это четыре ветра. Их часто призывают в свидетели молящиеся и у них есть цвета, ассоциирующиеся с ними. Дух Бабушки сказал ветрам, чтобы они уважительно относились к женщинам и не смотрели на них. Женщины шауни смущают ветров, поднимая свои юбки до пояса, отгоняя таким способом облака.
Третьи, наиболее известные духи – громовые птицы. Они вызывают грозы, когда бьются с великим рогатым змеем и другими злыми существами. Молнии – их сверкающие глаза. Шауни верят, что они охраняют вход на небеса. Киспоко славят их во время военного танца как покровителей войны.

В религии шауни самым важным объектом была «священная связка», «мишами». У каждого племени была своя собственная связка, в которой, по поверьям, было заключено благоденствие не только племени, но и всей Вселенной. Иногда кое-кто из людей имел личные священные связки для защиты и обретения способностей к магии. Ритуалы, содержимое и история мишами – священная тайна, охраняемая по сей день. По легенде, эти связки шауни получили от Кокумтэны. Она все еще обладает властью над ними и, если решит изменить содержимое мишами или ритуалы, совершаемые с ними, она оповестит об этом избранного пророка. Хранителя священной связки назначал вождь, это всегда был мужчина исключительно высоких моральных качеств. Хранитель обращался к мишами всякий раз, когда племя предпринимало что-то важное. Они открывались и выносились перед такими событиями как, например, битва, с целью обеспечить ее счастливый исход.

 

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #5 : 18 Ноября 2007, 19:28:01 »
Про небо и звезды с точки зрения Анишинабэ.

     Среди Анишинабэ обладать полным знанием о Верхнем Мире могут только Вабанининиваг, «Люди Утренней Звезды» или «Люди Рассвета», звездочеты. Их знания в большей части своей охраняемы и священны, и используются только в определенных случаях, связанных с отправлением религиозных ритуалов. 
     Но устная традиция хранит множество историй о Верхнем Мире, которые рассказываются в качестве уроков, объясняющих взаимосвязь людей и всего сущего. Эти истории и теперь помнят и рассказывают в общинах анишинабэ. Летом, когда растения не спят, а животные бродят повсюду, мы не можем говорить об этих вещах, потому что они могут услышать что-то, сказанное нами, что может их обидеть. Об этом можно говорить только зимой, когда духи отдыхают.

О Дедушке-Солнце, Бабушке-Луне и Матери-Земле.
В соответствии с учением анишинабэ, праматерь Нокомис, или Бабушка-Луна, живет в небесах, рядом со своей дочерью, Матерью-Землей. Оттуда, с небес, Нокомис внимательно смотрит за своими детьми, бережно ведя их сквозь ночь. Мать-Земля хранит и лелеет своих детей - людей, животных и растения. Как каждая жизнь исходит из Матери-Земли, так она и возвращается в нее же, завершая жизненный круг. Каждый день Дедушка-Солнце, «Тот, кто приносит утро», дарит свет и тепло своим детям. Он и Мать-Земля, вместе хранят дар жизни в каждом. Звуки барабанов анишинабэ – эхо биения сердца Матери-Земли. Даже волк, поющий Луне,  напоминает нам о том, что наше начало – Нокомис, наша бабушка.


Семь дочерей Луны и Солнца – Созвездие Плеяд.

Анишинабэ верят, что семь дочерей Солнца нарушали волю отца и ночью опускались в корзине на землю, чтобы петь и танцевать с людьми.  В один из их визитов одна из сестер полюбила человека. Пара была поднята на небо сестрами молодой женщины. Дедушка Солнце не одобрил этот брак, однако, из любви к дочери, разрешил паре время от времени посещать землю. Остальных же сестер он отправил жить очень далеко от земли, и сейчас их еле видно.

Один сказитель из канадской резервации Форт Александр в Манитобе объяснял сезонность появления Плеяд историей о семерых детях, которые очень любят играть и танцевать.
Эти семеро детей гораздо больше любили веселиться, чем помогать своим родителям. Их мать спросила совета, и ей было сказано, чтобы она положила камни в еду. Чтобы дети, выбирая камни перед тем, как поесть, оценили важность тяжелой работы. Но, к сожалению, этот план не сработал. Однажды дети так увлеклись танцем, что не заметили, как оказались на небе, где их можно увидеть и по сей день. Но видеть их можно только зимой, летом же нельзя. Анишинабэ верят, что летом, когда люди танцуют и проводят церемонии, дети присоединяются к ним, возвращаясь с наступлением зимы на небо.


Плеяды также известны как «Дыра в небе» и тесно связаны с религиозными верованиями.

Гивединананг (Полярная звезда) – Страж севера, приносит зиму и старость.
Вабанананг (Венера уром) – Страж востока, с рассветом приносит новую жизнь, возрождение  и выздоровление, дает начало новому дню.
Жаванананг (Юпитер) – Страж юга, несет обновление, дает тепло и пищу.
Нингабиананг (Венера вечером) – Страж запада, приносит зрелость и мудрость.


http://www.virtualmuseum.ca/Exhibitions/Cosmos/english/html/skystories.html#anishinabe
Использованы также материалы Нимки с фест-оджибве.

Картинки, конечно, не древние.


Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #6 : 19 Ноября 2007, 00:45:23 »
Продолжение звездных мифов Анишинабэ.

Пекан – созвездие Большой Медведицы.

     История о пекане необычна, поскольку большая часть сказаний анишинабэ описывают Большую Медведицу как Великого Медведя. Пекан же – небольшой зверек, размером с лисицу, из семейства куньих.

     Пекан был великим охотником. Он жил в зимнем мире вместе с людьми, птицами и другими животными(1). Иногда зима была так сурова, что добыть пищу можно было только с огромным трудом. Анишинабэ говорят, что многие животные гибли из-за холода и голода.
     Однажды Пекан решил, что их единственный шанс выжить - пойти в летний мир и вернуть теплую погоду. Но животные и другие жители летнего мира не захотели делиться летом. Тогда Пекан созвал всех птиц и зверей своего мира на совет, чтобы обсудить, что же им делать.
     Ондатра, живущая между зимой и летом, единственная знала, что лето спрятано на далеком острове. В центре этого острова стоит хижина, на стене которой висит сумка с летом. Но никто еще не мог подойти к ней близко, так как ее бдительно охраняют Журавль и Лягушка. Даже если все летние жители уходят на охоту, эти двое всегда рядом. Что бы ни приближалось к острову, все охотники прыгали в каноэ и плыли, чтобы посмотреть, что это. Выкрасть эту сумку зимним жителям – чрезвычайно трудная задача. Но план был-таки составлен и пришло время Пекану и его друзьям отправляться в путь.
     Сова полетела вперед, к хижине, где Журавль и Лягушка стерегли свое сокровище. Она приземлилась и подсмотрела, где висит сумка. Ондатра была послана подгрызть весла охотников, так, чтобы они выглядели целыми, но вскоре сломались бы. Сильнейший среди длинноногих животных пловец, Карибу, поплыл к острову. Как только охотники заметили его, они прыгнули в каноэ и направились в его сторону. Карибу поплыл изо всех сил в сторону от острова и плыл, пока у его преследователей не сломались весла и они не остановились посреди озера. Затем Карибу снова повернул к острову и приблизился к хижине, немало удивив Журавля и Лягушку. Он быстро схватил сумку с летом и понесся навстречу зимним животным. Сменяя друг друга, понесли они сумку с летом в свою страну.
     А летние животные, когда их наконец прибило к берегу, по следам начали преследовать зимних, чтобы вернуть сумку. Они заметили Пекана, нести сумку была как раз его очередь. Пекан метнулся к деревьям, чтобы уйти от погони, но не смог залезть достаточно высоко, чтобы спастись от стрелы преследователя. Стрела ударила его.
     Стрела унесла его прямо в темное северное небо, вместе со священной сумкой с летом. Только тогда зимние и летние животные согласились на смену времен года. У каждого будет по шесть месяцев зимы и по шесть – лета.
     Создатель знал, что Пекан хотел защитить своих друзей от голода и смерти, поэтому он уберег его от падения на землю и поселил между звезд. Каждый год Пекан пересекает небо. Когда стрела попадает в него, он падает на спину среди зимнего неба, а в конце зимы переворачивается, встает на ноги и снова несет тепло на землю.


(1) - Анишинабэ делят существ на зимних и летних. Летние зимой впадают в спячку или, по крайней мере, сидят дома и не выходят или мигрируют на юг. К летним относят, например, медведя, бобра, перелетных птиц. Это – не истина в последней инстанции, а мое умозаключение, могу и ошибаться. Так что ежели что, подправьте, плиз:)
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2007, 00:50:25 от Человек слева »

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #7 : 19 Ноября 2007, 03:30:14 »
Часть третья Анишинабская.

Медведь – созвездие Большой Медведицы.

      Когда-то давно звезд не было вообще. Было только две луны и солнце. Жил тогда мальчик, которого звали Маленький Медведь. Жил он с дедом. Его отцом был Большой Медведь, он жил на небе.
      Анишинабэ рассказывают о Маленьком Медведе такую историю. Однажды ночью, сидя с дедушкой у костра, Маленький Медведь задал вопрос о двух лунах: «Интересно, а на них кто-нибудь живет? Почему у нас две луны, когда и одной было бы достаточно?» Дедушка положил в огонь, как подношение духам, принесенный внуком табак. Затем начал рассказывать Маленькому Медведю о двух мирах, каждом со своей луной.
      «Очень давно мы делили солнце с другим миром, поскольку все было предназначено для всех, и люди жили в гармонии друг с другом. Но со временем наступили перемены и тем миром овладело зло. Хорошие люди спаслись бегством и пришли в наш мир, но зло последовало за ними. Оно пыталось овладеть нашим миром и нашими жизнями, и мы стали молить Создателя о помощи. Создатель сжалился над нами и отослал злых людей обратно в их мир, далеко от солнца. Он забрал их луну и оставил их в темноте. Затем Создатель сказал нам, что однажды придет ребенок, способный обустроить небо для нас всех. После того, как он завершит свои земные дела, ему будет предоставлено место в небесах возле его отца, Большого Медведя».
      Маленький Медведь был восхищен этой историей, она никак не шла у него из головы. Однажды ночью он видел сон о своем луке и стреле. Сон очень встревожил его и на следующее утро он попросил деда его растолковать.  Дедушка долго не отвечал. Наконец сказал: «Внучек, ты должен приготовиться к тому, что грядет. Ни ты, ни кто другой не сможет изменить того, что тебе предназначено».
      В один из дней Маленький Медведь почувствовал, что неведомая сила влечет его на высокий холм за деревней. Взяв лук и стрелу, попрощавшись с дедушкой, он начал взбираться на самую вершину холма. Маленький Медведь стоял на вершине и очень тщательно целился стрелой в ярчайшую из лун. Изо всех сил, как мог он натянул тетиву и выстрелил. Стрела пронзила небо и поразила луну. Раздался страшный грохот и луна разлетелась, словно стекло, на миллионы осколков. Перед ошеломленным Маленьким Медведем предстало небо, полное новых звезд. И в тот момент он понял смысл своего сна.
       В последний раз он посмотрел вниз, на хижину деда и сказал шепотом: «Прощай, дедушка».
       Его сердце от волнения билось чаще и чаще, в то время как дух его возносился в небо, навстречу звездам и отцу.


Подводя промежуточный итог: у Анишинабэ созвездие Большой Медведицы - это и Пекан, и Медведь. Но Анишинабэ - очень большой народ...

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #8 : 19 Ноября 2007, 12:39:07 »
Там же есть еще легенда о том, как было поймано СОлнце. Но до этого его ловила в свою сеть Паучиха-Ассабикеши.
А тут какой-то мальчонка разозлился на Солнце, его сестра сплела ловушку, Солнце попалось и не могло освободиться. Звери расстроились, мышь решила Солнце освободить, пошла и перегрызла нить ловушки. Сама, правда, ослепла и превратилась в крота.
Написано, что эта история относится ко времени первых встреч с европецами, то есть не новая.

Никто не встречал такого поворота сюжета?

12345678

  • Гость
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #9 : 19 Ноября 2007, 22:38:20 »
 ;D А как же, К.И Чуковский "Краденое солнце" ;D

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #10 : 20 Ноября 2007, 12:10:19 »
Нее, Чуковский же семинол, а не оджибвей  ;) ;D

Ведь если чуть напрячь воображение, можно сказать, что как Крылов в свое время "стырил" сюжет про стрекозу и муравья у сиу, так и Чуковский про крокодила и солнце -  у семинолов. У них во Флориде могла такая байка появиться  :D

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #11 : 21 Ноября 2007, 02:04:56 »
Поговорив об анишинабэ, посмотрим на то же самое с точки зрения черноногих. Сайт тот же.

Miohpokoiksi – Плеяды – шесть потерянных мальчиков.


     Эту историю рассказал Клиффорд Медведь-с-длинной-шеей (Clifford Crane Bear). Так, по его словам, его называют белые. На самом деле он носит имя своего деда - Naam-ikkaya’yi, Быстрый Бегун. А историю ему рассказал, конечно же, его дед.

     Когда-то давно жил один мальчик. Когда его отец собирался охотиться на бизонов, сын подбежал к нему спросил: «Отец, когда ты пойдешь и добудешь бизона, можешь принести мне неродившегося теленка?» Отец взглянул на него и пообещал выполнить его просьбу. Когда он вернулся с охоты поздно ночью, сын выбежал поприветствовать его и спросил: «Отец, где мой неродившийся теленок?» А отец ответил: «О, я забыл...» и ушел в типи. Мальчик остался стоять. Он был очень расстроен и уязвлен таким отношением отца. Он думал про себя: «Отец не любит меня, ему на меня наплевать. Я не хочу жить там, где меня не любят». Он повернулся и ушел.
     Идя по прерии, он увидел пятерых мальчиков и, приблизившись к ним, спросил: «Что вы здесь делаете одни?» Они ответили: «Мы просили наших отцов принести нам неродившихся телят с охоты, но они не принесли. Мы не хотим жить там, где нас не любят, где нам не рады, не обращают на нас внимания». И шесть мальчиков пошли дальше.
     Так как они не хотели возвращаться в свои семьи, они задумались над тем, кем им стать и что им делать. Один предложил стать огромными деревьями. Но другие не согласились, говоря, что их могут срубить. Другой – озерами, но остальные возразили, что они могут однажды высохнуть. Третий предложил стать лебедями, но и эта идея была отвергнута, ведь кто-нибудь мог их убить. Тогда один из мальчиков посмотрел на небо и предложил пойти туда и наблюдать оттуда за людьми. Все согласились. И ушли на небо.
     И по сей день мы можем их видеть. Эти шесть потерянных мальчиков исчезают весной, когда бизоны готовятся принести потомство. И снова становятся видны осенью и зимой, когда шерсть бизонов темнеет. Это потому, что им не было дозволено видеть неродившихся телят, и теперь они могут видеть их лишь подросшими.

     Когда старый черноногий дедушка рассказал Клиффорду эту историю, он добавил: «Tsiki (сын мой), когда ты вырастешь, у тебя будет своя семья. Если ты рассердишься на своих детей, выйди и посмотри на небо – ты увидишь те звезды. Они не просто звезды, они – дети, которым не достаточно уделяли внимания, с которыми плохо обращались или которых не любили родители. Они там. Это напоминание, что нужно уделять внимание детям. Те звезды – шесть потерянных мальчиков». 



Ожерелье сиксика середины 19 в. из Glenbow Museum (провинция Альберта, Канада) К нему комментарий:
«Новорожденный бизон – желтый. Шесть бизоньих хвостов символизируют историю о шести детях, ушедших на небо, чтобы стать созвездием Плеяд. Старое Солнце, вождь клана Знахарей (Medicine Man Clan) северных сиксика носил это ожерелье в детстве. Оно напоминает взрослым о том, что нужно уважать желания детей»
(Я не знаю, что такое у черноногих "клан Знахаря". Может перевел не так, может вообще не было такого. Но уж как написано... Звиняйте если что. Или поправьте)
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2007, 02:21:00 от Человек слева »

Оффлайн Bisonъ

  • админъ
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 4330
    • этот
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #12 : 25 Ноября 2007, 14:46:50 »
Какая распразтранённайя паталогия аднака - хатедь ниприменна нирадифшывася тилёнка. Чирнаногие - чикатилы Виликих Ровнин.
Я нашёл вам сокровища, а вы проворонили шхуну. Не желаю быть капитаном у таких дураков!"(с)

Оффлайн Black Wolf

  • Участник форума
  • Сообщений: 368
    • Общество Орлинного Круга
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #13 : 31 Декабря 2007, 16:33:45 »
Нету такого клана знахарей... Даже такого обособленного общества нету. ::) Вроде бы...

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Духи. Боги. Мифология. Религия.
« Ответ #14 : 31 Декабря 2007, 16:49:23 »
Оригинальный текст:
"...Old Sun, leader of the Medicine Man Clan of the northern Siksika wore this necklace when he was a child. It reminds adults not to neglect the wishes of their children..."
Ссылка выше.

Я сам о многих вещах не знаю, поэтому всегда при малейшем сомнении в истинности или традиционности высказывания прошу указать на ошибку или отредактировать. С удовольствием уберу то, где неправда или нью-эйдж какой-нибудь.
Так что, Волк, здесь можешь в выражениях не стесняться  ;)