Автор Тема: Сказки юго-запада  (Прочитано 10895 раз)

Михаил

  • Гость
Сказки юго-запада
« : 16 Апреля 2007, 14:48:01 »
«Синий початок выбравшие»(хопи)


Сначала люди жили счастливо и радостно. На их полях зрел маис, овощи. Дожди шли когда надо, солнце грело тоже вовремя. Всё шло своим чередом, но вот однажды обрушились на людей беды и несчастья. Сколько не молили они о дожде - дождь не выпадал. Злаки и овощи высохли на полях, с севера подули холодные ветры.
Вождь одного племени вместе со старейшинами стали думать, как быть дальше. Они собрались в своей подземной киве и приняли решение: те, кто хочет жить в таком беспорядке, пусть остаются, другие же уйдут. Тут возник вопрос: куда идти? Кое-кто из них вспомнил, что иногда они слышали шаги в небе, как будто бы там кто-то ходил. Они вспомнили о слухах, что где-то над ними существует другой незаселенный мир. Люди решили проверить - правда ли это.
И тогда вождь попросил людей, наделенных сверхъестественной силой, выйти вперёд. Когда знахари собрались, он попросил их сделать птицу. Они вылепили птицу из глины и покрыли её тканым покрывалом, называемым квацкиаву. Спрятав под покрывало руки, знахари стали петь, одновременно что-то делая руками, чего ни кто не видел. Затем они отбросили покрывало, и там, оказался живой дрозд.
Дрозд спросил: «Зачем вы позвали меня?»
Вождь ответил: «Мы позвали тебя, чтобы ты узнал для нас, есть ли другой мир над нами».
Дрозд ответил: «Хорошо, я полечу туда и узнаю».
И он взлетел в небо. Он поднимался всё выше и выше. Он устал, но продолжал лететь, пока не увидел отверстие в небе. Оно было похоже на вход в киву. Но дрозд слишком устал, чтобы лететь дальше, и он вернулся туда, где его ждали вождь и знахари. И сказал он: «Я взлетел высоко и нашел отверстие в небе, похожее на вход в киву. Но у меня не хватило сил, и я должен был вернуться».
Вождь попросил знахарей сделать более сильную птицу. Они слепили другую птицу из глины и покрыли её таким же покрывалом квацкиаву. И снова они обратились к своей сверхъестественной силе, и когда они сняли покрывало, глиняная птица превратилась в живую колибри.
«Она слишком мала, - сказал вождь - Разве она сумеет сделать то, чего не сумел сделать дрозд?»
Но знахари ответили: «Это колибри. Она хоть и не велика, однако, силы у неё очень много».
Затем заговорила сама колибри: «Зачем вы позвали меня?»
Вождь приказал ей пролететь в отверстие в небе и узнать, что лежит за ним. Колибри улетела. Она добралась до отверстия в небе и влетела в него. За ним она увидела горы и равнины, но, не обнаружив ни чего живого, вернулась.
Птица сказала: «Я летела до тех пор, пока не устала. Затем я вернулась. Я увидела другой мир. Он действительно большой. Там горы, реки, плоскогорья, но нет ни чего живого».
Люди стали думать, что делать дальше. И снова они вспомнили, что слышали шаги в небе. Они решили, что должны больше узнать о том мире, над ними. И вождь попросил знахарей сделать ещё одну птицу. Как и раньше знахари вылепили птицу из глины и покрыли её покрывалом квацкиаву. Закончив работу, они сняли покрывало, и под ним оказался живой пересмешник.
Пересмешник спросил: «Зачем вы меня позвали?»
Вождь ответил: «Дрозд не смог пролететь через отверстие в небе. Колибри пролетела через него, но вернулась так и не узнав, кто там ходит, Это твоя задача. Лети туда, а вернувшись, скажи нам, что ты там увидел».
Пересмешник полетел. Он пролетел через отверстие в небе, залетел гораздо дальше, чем колибри, долетел до страны Больших Плоскогорий и до места, называвшегося Оджайви. Там стоял единственный дом, окруженный полями, густо поросшими маисом. Пересмешник увидел человека, сидевшего перед домом. И увидел лицо человека. У него были провалившиеся глаза, а щёки были разрисованы чёрными полосами. Пересмешник узнал его - Это был Масауву - Хозяин Верхнего Мира и Покровитель Страны Мёртвых.
Масауву сказал: «Добро пожаловать! До сих пор меня ни кто не посещал. Зачем ты пожаловал?»
Пересмешник ответил: «Внизу, где живут люди, дела идут плохо. Не выпадают дожди, не растёт кукуруза, в реках нет воды, и беда царит повсюду. Люди хотят прийти сюда - в Верхний Мир и меня послали попросит у тебя разрешения».
Масауву сказал: «Здесь хорошие поля, есть реки и идут дожди. Ты сам видишь. Если люди хотят прийти, пусть придут».
Пересмешник ответил: «Я скажу им, что видел тебя и передам, что ты сказал».
И он улетел от Масауву. Спустился в нижний мир, где ждали его люди.
«Я полетел высоко вверх, - рассказывал он, - и долетел до дома того, кто там живёт. Это Масауву - Хозяин Верхнего Мира и Покровитель Страны Мёртвых. Он говорил со мною и разрешил вам прийти в Верхний мир».
И люди собрались в путь. Они спросили: "Но как мы доберемся до отверстия в небе?" Подумав и не найдя ответа, они послали за бурундуком и попросили его помочь им. Пришёл бурундук. Он посадил семя подсолнуха и дал людям песню, чтобы они её пели. Они запели эту песню, и сила, которая была в ней, заставила подсолнух расти. Он вырос высоким, но, не достигнув отверстия в небе, согнулся под тяжестью цветка. Тогда бурундук посадил сосновое семя, и силой песни люди заставили его расти, но дерево не выросло достаточно высоким, чтобы достигнут отверстия в небе. Тогда бурундук снова посадил семя. На этот раз семя тростника. Дух, скрытый в песне, заставил расти тростник высоким и прямым: он рос и рос, пока его макушка не прошла через отверстие в небе.
И тогда Бабушка Паучиха, Гоуджиенг Совути, пришла на помощь людям. Паучиха была очень древней - она жила на земле от начала времён. Она то принимала образ старой женщины, то превращалась в паучиху.
Бабушка Паучиха сказала: «Я влезу на тростник и буду держать его за верхушку, что бы он не шатался».
Превратившись в паука, она взобралась на камыш, пролезла через отверстие в небе, встала на его краю и стала держать камыш, что бы он не шатался. Пересмешник снова взлетел на небо и сел рядом с Бабушкой Паучихой.  По мере того,  как люди поднимались в Верхний Мир, пересмешник давал каждому язык, на котором он должен был говорить.
«Ты, - сказал он одному, - будешь хопи и, будешь говорить на языке хопи. А ты, - сказал он другому, - будешь навахо и, будешь говорить на языке навахо. А ты, - сказал он третьему, - будешь апачи и, будешь говорить на языке апачи».
Так он дал языки пайюте, зуни, белого человека... Затем он сказал им, что племена разойдутся по всему свету, и каждое пойдет своей дорогой. Но снизу всё ещё поднимались люди. И тогда вождь сказал: «Те, у кого доброе сердце - уже пришли. Другие, которые идут за нами - смутьяны, принесшие нам много бед внизу. По этому давайте больше ни кого не пустим».
Тем, кто ещё поднимался, он крикнул: «Все, у кого доброе сердце, уже здесь. Вас нам не нужно!» Но люди пытались подняться на небо. Тогда вождь взялся за тростник, по которому они все лезли, и выдернул его. Он встряхнул его, и лезшие по нему люди попадали в Нижний Мир. Те, кто успел пройти через отверстие в небе, могли теперь разойтись и занять Верхний Мир. Они расположились невдалеке, чтобы отдохнуть и обсудить, куда идти и с чего начинать.
Пока они занимались этими делами, сын вождя заболел и умер. Люди погоревали и похоронили его. Поговорив о случившемся, люди пришли к выводу, что мальчика погубило колдовство, которому удалось пробраться из Нижнего Мира.
Вождь сказал: «Мы пришли сюда, чтобы уйти от злых людей, приносивших нам столько бед внизу. Но всё же среди нас оказался колдун. Кто это?» Все молчали, и тогда вождь сказал: «Хорошо. У нас есть средство, чтобы узнать кто это». Он сделал шарик из кукурузной муки и сказал:
«Пусть этот шарик упадёт на дурного человека» - и бросил его в воздух. Шарик упал на голову молодой женщины.
Вождь сказал: «Значит, это ты».
Молодая женщина ответила: «Да, я тоже пришла».
Вождь сказал: «Ты, убившая моего сына, должна вернуться в Нижний Мир».
Он схватил её, чтобы бросит в отверстие в небе, но она сказала: «Подожди! Я виновата в гибели твоего сына, но он на самом деле не умер. Он живёт там, в низу. Все, кто умирает здесь, будут возвращаться в Нижний Мир и жить там».
Вождь сказал: «Этого не может быть. Он лежит здесь, где мы его похоронили».
Молодая женщина ответила: «Посмотри в отверстие в небе, и ты увидишь своего сына».
Вождь посмотрел. Он увидел своего сына играющего с другими детьми.
Он сказал: «Ты права - мой сын жив».
Молодая женщина ответила: «Так всегда будет у вас. Поэтому не отсылайте меня назад. Если когда-нибудь дела у людей пойдут плохо, я использую своё колдовство, чтобы помочь им».
Люди долго спорили, говорили то и другое и, наконец, пришли к решению. Они сказали: «Пусть она остаётся в Верхнем мире. Действительно, она злой человек, но зло и добро есть повсюду. От начала и до конца времён они должны бороться друг с другом. Поэтому пусть женщина остается. Но она не пойдет с нами. Она должна остаться здесь, пока мы не уйдём. После этого она может идти куда хочет». Так они и сделали.
В Верхнем Мире было достаточно света, чтобы различить окружающие предметы, но далеко не так светло, как сейчас. Поэтому знахари взяли кусок квацкиаву и вырезали из него круг. Бабушка Паучиха отправилась с ним на Восток. Через некоторое время люди увидели, что круг поднимается в небе, и назвали его Луной. Луна светила, но недостаточно ярко и люди сказали, что света нужно больше. Тогда знахари взяли кусок оленьей кожи и вырезали из него другой круг. Они разрисовали его, покрасили яичным желтком - придали ему цвет золота. Бабушка Паучиха унесла его тоже на Восток, и люди стали ждать. Паучиха повесила этот круг на небе. Вокруг стало светло и по земле разлилось тепло. Теперь у людей было Солнце.
Когда всё было сделано, пересмешник сказал: «Осталось ещё одно - нужно выбрать кукурузу». Люди собрались вокруг птицы, которая разложила на земле несколько початков. У каждого был свой цвет: один был жёлтый, другой - белый, третий - красный, четвёртый - серый, некоторые были разноцветные и один початок был короткий толстый с синими зёрнами. Пересмешник сказал: «Каждый из этих початков определит вашу долю. У того, кто выберет жёлтый початок, будет короткая, но полная радости и довольства жизнь. Другая доля достанется тому, кто выберет синий початок. Он будет всю жизнь тяжело трудиться, но будет жить долго и доживет до правнуков». И так пересмешник рассказал о каждом початке, а потом предложил людям выбирать.
Все стали думать - какой початок лучше. Навахо первыми выступили вперёд и взяли жёлтый початок, дающий счастливую и богатую, но короткую жизнь. Сиу взяли белый початок, супаи предпочли пёстрый, команчи - красный, юте - серый. Все взяли по початку кроме хопи. Остался только один початок - синий. Хопи подобрали его и сказали: «Так как мы не спешили выбирать, нам достался самый маленький початок. Мы должны будем много трудиться, и наша жизнь будет не лёгкой, но зато она будет долгой. Другие племена могут погибнуть, но мы - хопи, переживём всех». Так хопи стали Людьми, Синий Початок Выбравшими.
Пришло время каждому племени отправиться в путь. Те, что называли себя белыми людьми, отправились на юг. Те, кто называл себя навахо, ушли на север. Пайюте, апачи, зуни - каждое племя пошло своей дорогой. Так племена разошлись по всей земле. Хопи пошли на восток, к месту, где жил Масауву. Они шли много дней, но когда они дошли, они увидели Хозяина Верхнего Мира и Покровителя Страны Мёртвых таким, каким его описал пересмешник - с запавшими глазами и чёрными полосами на щеках.
Они сказали: «Мы пришли. Мы узнали, что можем поселиться в Верхнем Мире. Поэтому мы оставили мир внизу и пришли сюда через отверстие в небе. И вот мы здесь».
Масауву поднял голову и посмотрел на них. Они испугались в начале, потому что увидели смерть в его глазах. Но когда он заговорил, его голос звучал мягко. Но сказал: «Да, я разрешил вам прийти. Со временем вы построите здесь деревни. Но сначала вы должны закончить своё переселение».
Люди сказали: «Мы не понимаем, что это значит».
Масауву сказал: «Ваш приход сюда из Нижнего Мира - лишь начало пути. Теперь вы должны пойти по четырём направлениям, познавая страну и всё, что в ней есть. Вы должны узнать, что медведь, барсук, орёл и все другие существа - животные и птицы - наши братья. Они - часть нашей жизни. Дождь, маис, солнечный свет, холодный ветер с севера - всё это жизнь нашего Мира. Вы должны узнать, что Земля - наша Мать. Она даёт нам воду, которую мы пьём и маис, который мы едим. А когда человек умирает, его высохшее тело хоронят и Земля принимает его. Всё это вы должны узнать, прежде чем приметесь за постройку своих жилищ. Короткий синий початок, доставшийся вам в удел, будет вести вас».
И хопи стали готовиться в дорогу. Вожди собрались, чтобы решить, как быть дальше. Они сказали: «Пусть одни из нас пойдут по одной дороге, другие - по другой. И пусть у каждой группы будет своя речь и своё имя. И каждая группа станет родом, а каждый род выберет себе знак и будет оставлять его на скалах, чтобы знать, что род приходил сюда». И после этого вождь одной из групп сказал: «Хорошо, наш род будет называться Медвежьим родом, потому, что по пути сюда мы нашли скелет медведя». Другой вождь сказал: «А наши люди будут называться Ременным родом, потому, что мы тоже нашли тушу медведя и из его шкуры вырезали ремни, чтобы легче нести поклажу». Третий сказал: «А мы будем Орлиным родом, потому, что утром видели орла в небе». Ещё один вождь сказал: «Мы будем называться Огненным родом». Следующий сказал: «Мы будем Солнечным родом, потому, что это мы разукрасили солнце желтком перед тем, как Бабушка Паучиха подняла его в небо». Каждая группа взяла себе имя. Так появились роды Облачный, Барсучий, Лучевой, Еловый, Волчий, Змеиный и много других.
Когда всё было готово, люди начали отправляться в путь. Один род пошёл своей дорогой, другой род - своей. Пройдя большое расстояние, они останавливались, строили себе жилища и оставались на этом месте некоторое время. Они выращивали маис и занимались другими необходимыми делами. Иногда на это у них уходило несколько лет. Затем они оставляли свою деревню и продолжали путь: шли дальше, как их учил Масауву. Они оставляли на земле тропы, на скалах - надписи и рисунки. А писали они, что здесь ненадолго задерживался Медвежий род и ушёл дальше, или что Барсучий род провёл ночь у этой реки, а Кукурузный род в этом месте повернул и пошёл в другом направлении...
Первыми вернулись люди Медвежьего рода. Они пришли к тому месту, около которого стоит теперь деревня Шонгопови, Они пошли к Масауву и сказали: «Наше странствие закончилось. Будь нашим вождём и дай нам землю, чтобы её обрабатывать».
Масауву ответил: «Нет, я не буду вашим вождём, но я дам вам поля, где вы сможете выращивать кукурузу и дыни». Он направился туда, где земля была плодородной и стал отмерять шагами землю для Медвежьего рода. Он сказал: «Вся земля, которую я обошёл - ваша».
Люди Медвежьего рода спросили: «А где нам жить?» Масауву ответил: «Там, на востоке. Стройте свои дома там. Ваша деревня будет называться Масипа».
Люди Медвежьего рода построили себе дома и посадили маис, и Масипа была первой деревней, построенной хопи на земле, которую им дал Масауву. Со временем её стали называть Шонгопови.
Вскоре стали приходить другие кланы. Им тоже дали землю и место, где они могли строить свои дома. Одна за другой появлялись новые деревни. Некоторые из них стоят и по сей день.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #1 : 16 Апреля 2007, 17:49:18 »
очень мне эта сказка нравится :D

Почему жук лысый.
(хопи)

Однажды, на окраине селения Шонгопови, играющие дети нашли жука и стали смеяться над ним:
- Смотрите, смотрите, жук совсем лысый! Он лысый!
Жук очень обиделся на насмешки детей и решил во что бы то ни стало отрастить себе волосы. Он очень старался, но у него ни чего не получалось. Тогда он намазал голову глиной и прилепил на нее пучок овечьей шерсти. Получилось очень красиво! Жук решил тут же показаться в селении – пусть все увидят, что он не лысый!
Пока жук полз к селению, солнце поднялось высоко. От его тепла глина на голове жука высохла и потрескалась,  и к тому времени когда жук добрался до селения, вся овечья шерсть с растрескавшейся глиной осыпалась с его головы. В это момент жука заметили дети.
- Смотрите, это опять лысый жук! – закричали они.
И опять обиженный жук решил обзавестись волосами.
Рано утром он приполз к кактусу, отломил его колючку и из кактуса закапал липкий сок. Жук собрал его и намазал им голову. На липкий сок он приклеил пучок волос койота, которые нашел в траве. Ему очень понравились его новые волосы и он заторопился к селению что бы похвастаться и показать, что он не лысый!
Пока жук добирался до селения, солнце своим теплом высушило сок кактуса и он, как и глина, растрескавшись, отвалился вместе с волосами койота. Но спешивший жук этого не заметил и когда на окраине селения он вновь встретился с детьми, те опять засмеяли его.
Жук разозлился и решил действовать иначе.
Он собрал сосновой смолы, подобрал пучок волос, которые собрала с гребня и кинула в траву женщина из селения. Перед тем как лечь спать, жук приклеил смолой волосы к голове и улегся в траве, на окраине селения.
«Завтра в Шонгопови праздник и я успею туда к самому началу. Я приду на праздник с роскошными волосами и все будут завидовать мне!» – Думал жук.
Пока он спал мягкая смола стекла с его головы, а ночная прохлада сделала ее твердой и бедный жук оказался приклеенным к земле. Когда рассвело, и жуку пришла пора идти, он так и не смог оторваться от земли.
В селении начался праздник, а жук лежал и только мог слышать доносившиеся до него звуки.
- Вот сейчас они танцуют Бобовый Танец! – сокрушаясь, бубнил жук. - А сейчас – Танец Оленя!
Долго лежал приклеенный к земле жук, лежал до тех пор пока солнце не поднялось достаточно высоко и его лучи не упали на голову жука. От тепла смола размякла и бедный жук смог освободиться. И тогда он очистил свою голову, вышел к селению и сказал:
- С этого дня все жуки будут лысыми!
И так оно и было.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #2 : 16 Апреля 2007, 17:52:16 »
Мальчик, превратившийся в Орла
хопи

     Одно время на окраине Шипаулови жила женщина, у которой был сварливый характер. Раз, когда она растирала кукурузу, её сынишка заплакал, и она, не помня себя от гнева, схватила его за руку и сказала:
     - Марш за дверь! Плачь там сколько влезет!
     И с этими словами выставила его на улицу.
     Случилось так, что неподалёку от хижины пролетал в это время Орёл. Услышал он детский плач, спустился вниз и сказал мальчику:
     - Заберись ко мне на спину, я отнесу тебя в моё жилище.
     Малыш сделал так, как велел Орёл: вскарабкался ему на спину и крепко уцепился за перья. Орёл отнёс его в небольшую пещеру, находившуюся на высокой скале. Там Орёл жил со своими орлятами. Ребёнок стал играть с ними и быстро подружился.
     Между тем женщина спохватилась, что малыш исчез. Она обыскала всю улицу, обошла всех соседей, но нигде не обнаружила сына. Теперь, когда мальчик пропал, она почувствовала, как ей недостаёт его, и стала умолять односельчан помочь ей в поисках, не уставая при этом расхваливать мальчика на все лады. Но поиски закончились ничем.
     Через три дня несколько мужчин отправились за дровами и на скале, возле пещеры Орла, увидели мальчика. За эти дни он изменился: на теле его появились орлиные перья, а глаза из чёрных стали жёлтыми.
     Люди бросились в Шипаулови и рассказали родителям, что видели их сына. Родители в сопровождении односельчан  поспешили к скале. При виде людей орлята забились в самый дальний угол пещеры. Мальчик спрятался с ними.
     Старый Орёл обратился к пришельцам:
     - Я знаю, зачем вы здесь. Можете взять ребёнка с собой. Но когда вы вернётесь в Шипаулови, сделайте так, как я вам скажу: на 4 дня поселите мальчика в отдельное помещение. Приготовьте пищу и питьё. Но никого к нему не пускайте, ибо никто не должен на него смотреть. Тогда к концу четвертого дня он снова станет мальчиком хопи. Но если кто-либо нарушит запрет, ребёнок превратится в орла и вернётся к нам.
     Родители сделали всё, как сказал Орёл. Поместили сына в заднюю комнату, принесли еду и питьё, мягкие шкуры и одеяла и, ласково простившись, ушли.
     К концу первого дня мать разобрало любопытство.
     - Я только чуточку приоткрою дверь и лишь взгляну на сына,- стала она уговаривать мужа.
     Но тот не  дал ей этого сделать и отогнал от двери.
     Три дня и три ночи сторожил он комнату и был неумолим к просьбам жены. Наступила последняя ночь. И вновь жена стала упрашивать мужа:
     - Вот уже и четвёртая ночь кончается. Что случится, если я взгляну на сына часом раньше? Должна же я знать, не обманул ли нас Орёл. А вдруг наш сын так и не станет снова мальчиком.
     И, оттолкнув мужа, заглянула в щелку. В тот же миг мальчик превратился в орла. Хлопая крыльями, пересёк комнату, перепрыгнул порог отцовского дома и, расправив крылья, взмыл вверх.
     Когда отец опомнился, было уже поздно. В гневе он закричал жене:
     - Это твоя вина!!! Ты ослушалась старого Орла и не сделала так, как он велел. Теперь пеняй на себя. У старого Орла будет ещё один сын, у нас не будет ни одного!!!

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #3 : 16 Апреля 2007, 19:15:45 »
Здравствуй, брат-сказочник! Классно!  :)


Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #4 : 16 Апреля 2007, 19:20:20 »
Да я что.. Я ни чего..так..  ;) :)

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #5 : 16 Апреля 2007, 19:34:04 »
Да я вообще считаю, что сказки более чем что-либо дают представление о народе.
Плюс от их чтения успокаивается больной и вывихнутый мозг. Плюс их можно детям рассказывать (выборочно!). Плюс они сами по себе интересные бывают.
Поэтому чем их больше, тем лучше  :)

Бизонъ, кстати, помнишь, Нимки завела речь о том, что не хило было бы сказки с форума на сайт переложить. Здесь уже очень хорошая коллекция. Готов помогать по мере сил в благом деле.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #6 : 16 Апреля 2007, 19:39:56 »
И я бы помог.
 Можно было бы сделать целый раздел "сказки и легенды" и по регионам и племенам их там разложить.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #7 : 17 Апреля 2007, 13:57:36 »
«Миры народа хопи»


Первый Мир назывался Токпело, что означает «бесконечное пространство». Создатель был один в этом бесконечном пространстве до тех пор, пока он не создал своего племянника и не наказал ему сотворить мир. Его Племянник собрал все твердые материалы для того, чтобы создать землю, затем он создал воду и атмосферу. В завершении племенник создал жизнь на земле. Первой была создана Женщина-Паук для того, чтобы помогать Племяннику. Из земли она сделала двух людей и пропела им песню, чтобы благословить их любовью и вдохнуть в них жизнь. Эти близнецы родились и отправились в путь, делая землю плодородной и заполняя ее звуками. После этого им было поручено охранять магнитные поля земли, чтобы земля правильно вращалась. Женщина-Паук создала все виды растений и животных и наказала им произрастать и плодиться в четырех странах света. Затем она сотворила четырех мужчин и четырех женщин, каждая пара была следующих цветов: красного, черного, желтого и белого. Им было наказано жить и плодиться на земле, уважать различия между друг другом и всегда уважать Создателя. Люди жили в согласии друг с другом, заботились о земле, растениях и животных. Спустя некоторое время почти все люди перестали помнить и уважать Создателя и лишь единицы помнили о нем. Племянник появился перед всеми верующими и велел им выйти из своих домов и укрыться у муравьиного народа пока все на земле будет уничтожено огнем.
Хопи жили с муравьиными людьми до тех пор, пока Земля не остыла после огня. Тогда Племянник появился у входа в дом муравьиных людей и позвал всех наружу. Второй Мир был назван Токпа, что означает «темная полночь». Этот мир был прекрасен, но не так прекрасен, как первый. Людям раздали земли, но из-за совершенного людьми греха в Первом Мире люди во Втором Мире уже не жили в гармонии со всей природой, и животные стали дикими. После того, как люди познакомились с трудолюбивым муравьином народом, они хотели все сделать своими руками. Сперва они разделились и начали обмениваться вещами друг с другом, но вскоре им это надоело и они захотели чего-то большего. И вновь лишь некоторые люди не забывали молиться своему Создателю. Племянник велел этими несколькими людям опять укрыться у муравьиного народа. Близнецы перестали охранять магнитные поля Земли и произошло смещение Земли. Из-за этого Земля погрузилась в ледяной холод и Второй Мир был уничтожен.
После ледника Племянник приказал Близнецам вернуться охранять магнитные поля и Земля вернулась на обычный круг вращения. Постепенно льды растаяли, вода утекла, и Земля стала плодородной. Племянник появился перед людьми, жившими на дне моря, и сказал им, что пришло время выйти из укрытия и вновь населить Землю для создания Третьего Мира. И вновь людей предупредили о том, что они должны уважать своего Создателя. Третий Мир был назван Кускурза (современного значения этого слова не существует). В этом Мире численность людей так быстро увеличивалась, что они основали большие города, страны и цивилизации. Люди были заняты своими насущными проблемами, и для них было весьма трудно не забывать молиться Создателю. Они начали творить зло и разрушения. Тогда Племянник предстал перед Женщиной-Пауком и приказал ей сделать из полого тростника убежище для верующих, чтобы они жили в нем, пока Третий Мир будет разрушен водой. Всех верующих усадили в это убежище, сделанное из тростника, и они не тонули и плавали на поверхности воды.
 Вскоре из-под воды появился небольшой кусочек земли, и Женщина-Паук открыла убежище, в котором находились люди. Из-за того, что островок земли был совсем небольшим, и места всем на нем не хватило, люди сделали лодки отправились на поиски больших земель. Женщина-Паук объяснила им, что чем дальше они будут плыть, тем тяжелее им будет выжить, потому что когда на земле созданы все условия для приятного проживания на ней, люди начинают творить зло. Вскоре люди высадились на большом острове, это считается Четвертым Миром. Он называется Тиваквачи, что означает «Совершенный Мир». Племянник появился перед людьми и посоветовал им разбиться на группы и исследовать дарованную Землю, а потом основать на ней свои поселения.
Народ Хопи верит, что в настоящее время мы живем в Четвертом Мире. В этом мире народ хопи выбрал для себя необитаемую и необработанную землю, и таким образом их жизнь не будет легкой и они не забудут своего Создателя.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #8 : 17 Апреля 2007, 13:58:27 »
«Сотворение мира»(апачи)

Вначале ничего не было: ни земли, ни неба, ни солнца, ни луны - только тьма повсюду.
Внезапно из тьмы возник тонкий диск, желтый с одной стороны и белый - с другой, и повис посредине. Внутри диска сидел бородатый карлик, Создатель, Тот Кто Живет Наверху. Обеими руками он протирал глаза, как будто спросонья.
Он вгляделся в бесконечную тьму, и вдруг вверху появился свет. Он опустил глаза - и стало море света. На востоке он выткал желтые нити зари. На западе разбросал множество цветовых оттенков. Не забыл и про разноцветные облака.
Создатель утер пот с лица и потер ладони, стряхивая пот вниз. И надо же! Появилось светящееся облако, и на нем - маленькая девочка.
«Встань и расскажи мне, куда ты направляешься».  Спросил он. Но девочка не ответила. Он снова протер глаза и протянул правую руку Девочке Без Родителей.
«А ты откуда взялся?» Спросила девочка, ухватившись за его руку.
«С востока, где сейчас светло». - Ответил он, переходя на ее облако.
«А где же земля?» Спросила она.
«А где же небо?» Спросил он вместо ответа. «Я размышляю, размышляю, размышляю, размышляю, что бы такое еще создать». Пропел он четырежды - а это священное число.
Создатель потер лицо ладонями, потер ладони и раскинул руки широко-широко! И появился перед ним Дух-Солнце. И снова Создатель утер пот со лба, и стряхнул с ладоней Мальчика.
Все четверо духов сидели на маленьком облачке в глубокой задумчивости.
«Что же нам еще предпринять? Это облако слишком мало для нас четверых». Спросил Создатель.
И тогда он создал Тарантула, Большую Медведицу, Молнию и несколько туч на западе, где поселился Гром.
И запел Создатель:
«Давайте сотворим землю. Я воображаю землю, землю, землю; я воображаю землю». И так он пропел четырежды.
Все четверо духов всплеснули руками. Их пот смешался, и Создатель, потирая ладони, выронил маленький бурый комочек, величиной примерно с фасолину.
Создатель пнул его, и он увеличился в размере. Девочка-Сирота пнула его, и он стал еще больше. Бог-Солнце и Мальчик по очереди наподдали по нему изо всех сил, и комочек становился все больше и больше, превращаясь в шарик. Создатель велел Ветру пробраться внутрь шарика и раздуть его как следует.
Тарантул сплел крепкую черную нить, привязал ее к шарику и быстро пополз на восток, натягивая нить изо всех сил. Потом он сплел синюю нить и протянул ее на юг, желтую протянул на запад, а белую - на север. Потянули за эти нити, раз! - и шарик раздался до неизмеримой величины, превратился в землю. Но на нем не было ни гор, ни холмов, ни рек - только гладкая, пустая бурая равнина.
Создатель поскреб грудь, соединил пальцы, и появился Колибри.
«Лети на север, юг, восток и запад, а потом расскажешь нам обо всем, что увидишь». Велел ему Создатель.
«Все прекрасно, - доложил Колибри по возвращении. - Земля очень красива, а на западе появилась большая вода».
Но земля продолжала катиться и подпрыгивать, вверх-вниз, вверх-вниз. И тогда Создатель сделал четыре гигантских шеста: черный, синий, желтый и белый - чтобы удержать землю. Ветер разнес четыре шеста по краям земли. И земля остановилась.
И запел Создатель:
«Вот теперь мир создан, и земля стоит прочно». И так он пропел четыре раза.
После этого он запел о небе. Неба не было, но ему казалось, что оно нужно. Песня о небе прозвучала четырежды, и появилось двадцать восемь человек, чтобы натянуть небесный свод над землей. С помощью заклинаний Создатель определил верховных вождей для земли и неба.
Он послал Молнию, чтобы определить границы мира, и вместе с Молнией появились трое неотесанных созданий, две девочки и мальчик, которые выпали из панциря черепахи. У них не было ни глаз, ни ушей, ни волос, ни ртов, ни носов, ни зубов. Были руки и ноги, но не было пальцев.
Бог-Солнце послал за Оводом, чтобы тот построил потельню. Девочка-Сирота покрыла потельню четырьмя толстыми тучами. Перед восточным входом она расстелила мягкое рыжее облако - вместо одеяла, чтобы вытирать ноги после обряда.
Четыре больших камня накалили посреди потельни. Троих неотесанных поместили в потельню. Остальные запели целительные заклинания и пели до тех пор, пока внутри не кончился пар. Трое вышли и ступили ногами на волшебное рыжее облако-одеяло. Создатель всплеснул руками, и у созданий появились пальцы, рты, глаза, уши, носы и волосы.
Создатель дал мальчику имя Мальчик-Небо и назначил его вождем Небесного Народа. Одной из девочек он дал имя Девочка-Земля, и она стала ведать землей и урожаем. Другую девочку он назвал Девочка-Пыльца и назначил ее главной целительницей для Земного Народа.
Поскольку земля была все еще пуста и бесплодна, Создатель решил для разнообразия сотворить животных, птиц, деревья и холмы. Потом он послал Голубя посмотреть, как выглядит земля. Через четыре дня Голубь вернулся и доложил:
«В мире все прекрасно. Но через четыре дня поднимется большая вода и затопит всю землю».
Создатель сотворил большую пинию. Девочка-Сирота обмазала все дерево смолой, превратив его в большой, плотный шар.
Через четыре дня начался потоп. Создатель поднялся вверх на облаке, взяв с собой двадцать восемь помощников. Остальных Девочка-Сирота поместила в смоляной шар, плотно закрыв его сверху.
Через двенадцать дней вода спала, а смоляной шар оказался на вершине горы. Могучий поток воды разворотил равнину и создал горы, холмы, долины и реки. Девочка-Сирота вывела богов из смоляного шара на обновленную землю. Она пригласила их на свое облако, и они полетели, пока не встретили Создателя с помощниками, которые тем временем завершали строительство неба, пока на земле продолжался потоп.
Оба облака опустились в долину. И там Девочка-Сирота собрала всех, чтобы услышать волю Создателя.
« Я покидаю вас. И я хочу, чтобы каждый из вас постарался сделать все возможное, чтобы мир стал совершенным и счастливым». Сказал он.
«Тебе, Гром, я отдаю власть над тучами и водой»».
«Тебе, Мальчик-Небо, я отдаю власть над Небесным Народом».
«Тебе, Девочка-Земля, я отдаю власть над Земным Народом и урожаем».
«Тебе, Девочка-Пыльца, я поручаю исцелять людей и учить их».
«Тебе, Девочка-Сирота, я поручаю смотреть за порядком в мире».
Потом Создатель повернулся к Девочке-Сироте, и они одновременно потерли ноги ладонями. Внезапно между ними появилась куча бревен, и Создатель, взмахнув рукой, поджег ее.
Огромные клубы дыма заволокли небосвод. И в этом дыме Создатель исчез. Остальные боги последовали за ним в клубах дыма, оставив земным людям только двадцать восемь помощников.
Бог-Солнце отправился на восток, чтобы жить и странствовать вместе с Солнцем. Девочка-Сирота направилась на запад и поселилась далеко за горизонтом. Мальчик и Девочка-Пыльца поселились на южных облаках. Большая Медведица все еще видна на севере по ночам и указывает людям правильный путь.

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #9 : 18 Апреля 2007, 16:15:21 »
Койот и рыдающая песня.
хопи

Как-то дрозд собирал семена в зарослях осоки и поранил лапку.
- Оу-у-у! Оу-у-у-у! – застонал он от боли.
Мимо пробегал койот. Он услышал плачь Дрозда и направился прямиком к нему. Подкрался и ухватил Дрозда зубами.
- Какая славная песня у тебя, Дрозд! Ну-ка спой мне еще разок!
- Я не пою, Койот. Я плачу. Видишь – я поранил лапку и мне больно!
- А я говорю тебе – пой еще, а не то съем!
Дрозд понял, что спорить с Койотом бесполезно и «запел».
- Оу-у-у! Оу-у-у-у!  Оу-у-у, Оу-у-у-у!
-Очень хорошая у тебя песня, Дрозд! – сказал Койот. – Завтра я снова приду послушать тебя. – и отпустив Дрозда, поспешил дальше.
 Дрозд решил показать Койоту, что значить боль. Он нашел камень, похожий на птицу, нарисовал на нем глаза и поставил на то место, где только что сидел с порезанной лапкой. На следующее утро Дрозд спрятался в траве около каменной птицы и стал ждать. Вскоре пришел Койот.
- Ты уже тут, Дрозд! Ну пой свою песню!
Камень молчал.
- Ты что не слышал меня, Дрозд? Пой я тебе говорю, а не то съем вместе с перьями!
Но камень только смотрел на Койота нарисованными глазами и молчал.
Тогда разгневанный Койот со всех сил ухватил камень зубами и тут же взвыл от боли.
- Оу-у-у! Оу-у-у-у! – Не по зубам оказался камень Койоту.
В тот же миг из травы выпорхнул Дрозд.
-Как славно ты поешь, Койот!
- Глупец, мне больно!

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #10 : 20 Апреля 2007, 12:44:36 »
 У навахов и хопи вообще очень часто встречается слово "POLLEN". Оно обычно связано с религиозными ритуалами или в сказках и легендах.

«пыльца» или «pollen» применяемое в отношении религиозных церемоний и мифов навахо обозначает не столько именно пыльцу кукурузы, сколько особый порошок из различных священных растений в том числе и с добавлением кукурузной пыльцы и муки. Этот порошок или пыльца широко использовался в религиозных ритуалах не только навахо, но и некоторыми другим племенами юго-запада.
Часто встречающиеся персонажи - Мальчик Кукурузной Пыльцы - Trádadéen-éshki- Corn Pollen Boy

А вот по поводу "пыльцы рассвета" точно можно только в контексте определить. Это может быть метафора или нечто конкретное.
« Последнее редактирование: 21 Апреля 2007, 01:15:22 от Михаил »

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #11 : 20 Апреля 2007, 13:03:03 »
А я и убрал сообщение  :)

Долго искал, а как только помощи попросил, то прямо носом уткнулся: "... золотая Пыльца Рассвета, которую Шаман собрал с цветов живокости (Delphinium)".

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #12 : 20 Апреля 2007, 15:39:28 »
У навахо обалденно красивые сказки!  :)

Вношу лепту в сказки Юго-Запада.

Мальчик Рассвета (1) И След Радуги

В начале веков на Красной Индейской Земле, в Доме Красной Скалы около глубокого каньона, жил Мальчик Рассвета. Он жил с отцом, матерью, братьями, сестрами и великим Шаманом.
Каждое утро на восходе солнца Мальчик Рассвета сидел на краю каньона и смотрел через каньон вдаль. Там, вдали, он видел фиолетовую гору и за ней высокий белый утес, подобный башне, чья вершина скрывалась в облаках.
И каждое утро он спрашивал Шамана: «Кто живет на вершине белого утеса?»
И Шаман отвечал: «Сначала выучи мои волшебные песни, а затем я скажу тебе».

Мальчик Рассвета выучил волшебные песни, и однажды Шаман сказал: "Теперь, когда ты знаешь песни и достаточно взрослый, ты можешь посетить Великого Вождя Всей Магии (2), кто живет в Доме Вечернего Света на вершине белого утеса.
В доме - четыре комнаты и четыре двери. Первая дверь закрыта на два засова из ярких молний; за второй дверью следят два жестоких Медведя; третья дверь охраняется двумя Красноголовыми Змеями; и четвертая дверь - двумя сердитыми Гремучими Змеями.
Если входит туда тот, кто не знает волшебных песен, молния ударяет его, а стражи-животные съедают его. Но ты знаешь волшебные песни так хорошо, что можешь спокойно идти в Дом Вечернего Света и просить о хороших подарках для своих людей».
«И как, - спросил Мальчик Рассвета, - я достигну вершины белого утеса?"
«Ты должен взять с собой подарки Великому Вождю Всей Магии, - ответил Шаман, - и ты должен сыпать Пыльцу Рассвета на свой след. И когда ты взойдешь на самый верх фиолетовой горы, ты увидишь, как достигнуть вершины белого утеса, если споешь волшебную песню».

И вот Мальчик Рассвета встал, красиво раскрасил себя и украсил голову перьями. Он взял лук со стрелами и приготовился в путь. Шаман дал ему два мешка. В каждом были подарки, в одном -  нити вампума и бусы из бирюзы, а в другом - золотая Пыльца Рассвета, которую Шаман собрал с цветов живокости (Delphinium).

Мальчик Рассвета отправился в путь по росе и Кузнечики стрекотали вокруг него. И в пути он сыпал золотую пыльцу на свой след.
Весь тот день, и второй, и третий, он путешествовал. А рано утром четвертого дня он поднялся на вершину фиолетовой горы. Но все еще далеко и высоко среди облаков возвышался белый утес, и красные молнии вспыхивали вокруг его вершины.
Но Мальчик Рассвета не боялся. Он рассеял побольше пыльцы над своим следом и начал петь волшебную песню:

"О, я - Мальчик Пыльцы!
Из Дома Красной Скалы я пришел!
С Пыльцой Рассвета на моем следе!
С прекрасным передо мной,
С прекрасным позади меня,
С прекрасным подо мной,
С прекрасным надо мной,
С прекрасным вокруг меня.
По Следу Радуги иду я!
Сюда я хожу, туда я хожу,
По красивому следу иду я! "

И как только он закончил песню, дуга мерцающего света фиолетового, голубого и всех остальных цветов радуги, легкая как вуаль, начала расти от вершины фиолетовой горы к вершине белого утеса. И через минуту Мальчик Рассвета увидел, что яркий Мост Радуги появился перед его глазами.
С восторженным пением он поспешил по Мосту Радуги, и пока он бежал, поднялся ветер и понес разноцветный туман к вершине белого утеса. И он ослепил животных-часовых в четырех дверях Дома Вечернего Света.
Когда Мальчик Рассвета достиг дома, он вошел, и часовые не видели его. Когда он вошел, он проследовал по пути, проложенному дневным светом, и сыпал золотую пыльцу во время пения волшебной песни.

Великий Вождь Всей Магии взглянул на него сердито, и воззвал подобно грому: "Кто этот странник, кто смеет входить сюда без разрешения? Он один из людей с Земли? Никто никогда не рисковал входить сюда прежде».
И Мальчик Рассвета ответил и сказал так: «Смотри, я принес тебе красивые подарки, и я верю, что смогу найти много друзей в этом доме». И он открыл мешок с подарками и вынул нити вампума и лазурные бирюзовые бусы.

И когда Великий Вождь Всей Магии увидел их, он был очень доволен. Он взглянул с добротой на Мальчик Рассвета, и пригласил его в Дом Вечернего Света. И спросил его, какие подарки он хотел бы взамен.
И Мальчик Рассвета ответил: "Я хочу подарки для моей родни. Дай мне, молю тебя, желтое, белое и синее зерно, зеленые растения, благоухающие цветы, черные облака и грозы с молнией; а также теплые весенние дожди и нежные летние бризы с бледными туманами, и золотую осеннюю дымку».
Великий Вождь Всей Магии дал ему то, что он просил, вместе со многими другими подарками. Он угостил его вкусной едой и напитками и дал их ему в дорогу.
Когда мальчик отправился в обратный путь из Дома Вечернего Света, он начал петь другую волшебную песню:

«О, я - Мальчик Рассвета!
Из Дома Вечернего Света!
По Следу Вечернего Света!
К Дому Красной Скалы я возвращаюсь!
Крепко держа в моих руках подарки!
С теплыми дождями надо мной,
Со сладкими цветами подо мной,
С белым зерном позади меня,
С зелеными растениями передо мной,
С бледными туманами вокруг меня,
По Следу Радуги иду я!
Сюда хожу я, туда хожу я,
По красивому следу иду я! "

И, как он и пел, Радуга, появившаяся фиолетовым, синим, и всеми другими цветами, раскинулась от белого утеса до фиолетовой горы. И Мальчик Рассвета поспешил по Мосту Радуги с пением волшебной песни.
Он шел в течение трех дней и трех ночей, пока рано утром четвертого дня, как только взошло Солнце, не достиг края глубокого каньона и вступил в Дом Красной Скалы.

Там он увидел, что его люди ждали его. Они радостно его приветствовали и постелили ему священную оленью шкуру, чтобы он сел. И он поведал им обо всех его приключениях и дал им много хороших подарков, которые принес из Дома Вечернего Света.
С того дня люди его народа поют волшебную песню Мальчика Рассвета:

«С теплыми дождями над нами,
Со сладкими цветами под нами,
С белым зерном позади нас,
С зелеными растениями перед нами,
С бледными туманами вокруг нас,
По Следу Радуги идем мы!
Сюда ходим мы, туда ходим мы,
По красивому следу идем мы! "


(1) Hayolkál Askí, Также известен как Мальчик Белой Бусины
(2) В другой версии их было двое, Hastséyalti и Hastséhogan, Говорящий Бог и Бог Дома
« Последнее редактирование: 03 Мая 2007, 14:10:53 от Человек слева »

Михаил

  • Гость
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #13 : 21 Апреля 2007, 01:19:15 »
Цитировать
В другой версии их было двое, Hastséyalti и Hastséhogan, Говорящий Бог и Бог Дома
Говорящий Yé:ii - Hastseyalti'i (Haashch'ééłt'í, Talking Yé:ii или Soft Talker Yé:ii) – дедушка и глава всех Yé:ii. Обладая чувством сострадания, он является защитником человечества. Его символом является Синяя Птица, в образе которой он явился народу навахо. Согласно мифам навахо это божество появилось из зерна белой кукурузы и его дочь – Девочка Кукурузы Nahtáhn-tsoi-atéhd (Corn Girl). Говорящий Yé:ii часто выступает в паре со своим помощником – Богом Дома или с Зовущим Yé:ii.
Говорящего Yé:ii легко узнать по его одежде из белой оленьей кожи и маске, украшенной восьмью хвостовыми перьями орла и шестью совиными перьями. На маске так же изображают стебель кукурузы растущий изо рта и 8 желтых полосок на подбородке, символизирующие дождь. Повязки на руках и его пояс символизируют радугу, а изображения его стоп – черные облака. В руках он держит сумку для кукурузной муки из беличьей шкуры, подвешенную на радужной веревке.

Зовущий Yé:ii – Hástséhogá’n (Xasce oyan). Очень часто выступает в паре с Говорящим Yé:ii, но при этом его роль не столь важна. Он является покровителем запада и сельского хозяйства. В ритуалах он легко узнаваем по своей песне-плачу: «Hahowa, hahowa, hahowa, hahowa!».

Оффлайн Человек слева

  • Модератор.
  • Заслуженный участник форума
  • Сообщений: 1898
  • ᓂᒻᐱᒪᔥ
Re: Сказки юго-запада
« Ответ #14 : 22 Августа 2007, 22:20:52 »
Знатоки Юго-Запада!

Поведайте, как по-русски можно этих персонажей назвать из пантеона хопи и тэва:

the Silent One (Молчун?) - бог дождя у тэва.
Deer-Kachina-Cloud god
Star-Flickering-Glossy Man

Далее, Lower Place - это подземный мир? У пуэблов там духи обитали?

Это мне интересно стало про змеиный танец хопи после того как страшного хопи-дэнсера со змеей во рту обнаружил. Нашел историю, как этот танец появился. А там такие вот...